№ 14 (2) июль-август 2004 г.
На главную На главную    

На главную


Скажите, мой ребенок - гений?


Все дети - лингвистические гении/ Фото: Т.НазароваКак часто приходится слышать от родителей: "Посмотрите: мой ребенок невероятно талантлив!", "Обратите внимание, он замечает буквально все!", "Вот эта кроха знает все сказки Пушкина наизусть, хотя всего один раз прочитали!", "Я хочу, чтобы мой ребенок был асом общения" и так далее и тому подобное.

Обычно детская одаренность, в житейском понимании этого слова, ассоциируется с ранним развитием памяти, речи, выраженной моторной, интеллектуальной активностью. Одаренные дети (по В.М.Слуцкому) значительно опережают своих сверстников в умственном развитии, демонстрируют выдающиеся специальные способности (музыкальные, художественные).

Исследования показывают, что у одаренных детей повышена биоэлектрическая активность мозга, ускорен обмен веществ. Такие дети отличаются особенностями организации оперативной, долговременной памяти: следовая энграмма формируется быстро, долго не угасает, обладает модальной специфичностью. Это означает, что впечатления, получаемые ребенком по зрительному, слуховому, кинестетическому каналам не равнозначны. Эта особенность функционирования мозга ребенка и предопределяет восприимчивость малыша к определенного рода сенсорным воздействиям: у одного лучше развит слух, у другого — зрительная сфера и т.п.

Необходимо учесть, что с возрастом изменения неизбежно затрагивают различные зоны мозга, которые в свою очередь заявляют о себе, оказывая влияние на общий рисунок биоэлектрической картины. Одаренных детей отличает высокая любознательность, исследовательская активность — их аналитико-синтетическая деятельность охватывает все сферы бытия и является необъемлемой частью жизни взрослых. Прикоснуться, залезть, потрогать, разобрать, прислушаться, посмотреть — репертуар поведенческих программ малыша-исследователя можно с восхищением продолжать!

В раннем детстве одаренный ребенок склонен не только ощущать, воспринимать мир во всей его полноте. Он стремится сформировать свое представление обо всем, что его окружает: он не только узнает различные объекты, явления, но и придумывает новые слова, понятия, прослеживает причинно-следственные связи, делает собственные, весьма интересные выводы.

Наши наблюдения показывают, что наиболее ярко эти качества выражены у детей, растущих в сложно организованной среде, где взрослые активно и с интересом общаются на различные темы: задают вопросы, совместно планируют и уточняют предстоящую деятельность, привлекают ребенка к решению "взрослых" проблем. Воспитательный процесс в таком случае носит не декларативный, а, скорее, условный характер.

Важным обстоятельством является уважение к выбору и самостоятельной деятельности ребенка. Иногда подобные формы взаимодействия в семье складываются непроизвольно (ребенок долгое время предоставлен самому себе), и в таком случае его экстраординарная деятельность выступает в качестве защитного механизма, реакции на скуку, однообразие сенсорных впечатлений. Ребенок доступным ему способом преумножает информационное поле. Фантастические миры, рельефные, действующие персонажи, несуществующие животные, машины — все это придумывается тут же и оживает в привычных семиотических системах: в музыке, рисунке, слове. Так, юный программист сочиняет собственные логически простроенные, остросюжетные, операционально сложные виртуальные игры, с легкостью, практически не задумываясь, используя новейшие разработки, которые моментально изыскивает в Интернете.

В истории известны случаи принудительного развития одаренных детей. Многочасовой труд под бдительным присмотром также может служить орудием развития гипертрофированных способностей. Однако хрупкая психическая организация ребенка не может испытывать давление длительное время. Нервные срывы, соматические, хронические заболевания — спутники таких детей.

Одаренного ребенка отличает не только больший, чем у сверстников, словарный запас. Умение пользоваться полученными знаниями адекватно задаче — вот удивительная способность одаренного ребенка. Если прокомментировать данный тезис, то можно отметить следующее: среда должна ставить эти задачи вундеркинду. Если мы говорим, например, о шахматах, то ежедневные встречи за шахматным столом более сильного соперника (отца, деда и т.д.) и ученика (сына или дочери) просто необходимы. Пластичность, высокий темп при подборе и использовании необходимых программ — особенность одаренного ребенка. По меткому выражению В.М.Слуцкого, "мозг такого ребенка отличается громадным "аппетитом", да еще и гаргантюанской способностью "переваривать" интеллектуальную пищу".

Можно еще констатировать также независимость, редкую помехоустойчивость ребенка в стремлении следовать своему увлечению. Иногда ничто (самые яркие картинки, звуки) не может отвлечь ребенка от собственного занятия. Девочка четырех лет в любой ситуации, в самых неподходящих условиях, несмотря ни на что, с удовольствием рисует иллюстрации к придуманной ею сказке. В это время создается впечатление, что она ничего не видит и не слышит, — настолько она поглощена своим занятием.

С точки зрения развития высших личностных ценностей необходимо отметить, что одаренные, талантливые, гениальные дети, особенно в раннем возрасте, очень остро чувствуют несправедливость, страдание других, жестокость в различных ее формах, они не только способны воспринимать и анализировать поступки других людей, но и рефлексировать собственные. Критичность к результатам собственной деятельности, постоянная самонастройка, тонкая индикация рассогласования при сравнении ожидаемого и реального результатов отличает этих удивительно чутких детей.

Несмотря на то, что в представлениях о мире у одаренного ребенка легко уживаются реальность и фантазия (особенно в дошкольном возрасте), тем не менее, пантеон ценностей у него достаточно четко очерчен. Добро и зло, страхи и добродетели облечены в конкретные формы и являются действующими принципами.

Развитая чувствительность, эрудиция, высокая пластичность позволяют молодым дарованиям замечать такие несообразности в окружающей действительности, которые могут быть заметны лишь специалистам. Богатство мира предстает перед молодым первооткрывателем во всем его многообразии. Однако чувству меры тоже необходимо учиться. Утрированное чувство юмора может осложнить адаптацию талантливого ребенка, как правило, и без того проявляющего высокую тревожность.

Обсуждаемая в настоящей статье тема настолько же неисчерпаема, насколько интересна. Феноменология детской одаренности, гениальности; возрастные, половые особенности развития биологических задатков и специальных способностей; репертуар и нормы развития; дидактические и педагогические проблемы воспитания вундеркинда; ограничения и адаптация одаренного ребенка в семье и обществе; соотношение нормы и патологии в комплексе гениальности; психосоциальные проблемы и, наконец, ценность и смысл появления гения в мире людей — вот далеко не полный диапазон интересов психологической науки в этом уникальном эмпирическом пространстве.

На многие вопросы мы узнаем ответ только в будущем. Но и сегодня с уверенностью можно утверждать, что одаренность человека — настолько хрупкий, исключительный Божий дар, что общение с ним само по себе — величайшая ценность.

 

ОЛЕСЯ МАНОЛОВА,
научный сотрудник ИП РАН


Кто такой гений?

 

 

ФОБОС: погода в г.Москва

 

 

(©) "Жизнь Евразии", 2004.
Все права защищены.
e-mail: gazeta@mfo-rus.org

Hosted by uCoz