№ 14 (2) июль-август 2004 г.
На главную На главную    

На главную


Иностранный язык - с детства

Изучение иностранных языков становится жизненной необходимостью. Фото: архивРечевая культура — величайшее национальное достояние, ценность каждого народа. Яркие обычаи, живые традиции, оригинальные творческие идеи, развивающиеся и воплощенные в речи, раскрываются во всем своем великолепии и своеобразии для человека, владеющего иностранными языками.

В наше время обучение языку является неотъемлемой частью системного образования ребенка. В моде — раннее обучение иностранной речи. Как помочь ребенку соответствовать этому требованию? За комментариями мы обратились к Олесе Маноловой, научному сотруднику лаборатории психологии и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН.


— Олеся Николаевна, как Вы думаете, является ли изучение иностранных языков необходимостью для каждого человека?


— Безусловно. Еще в начале 20-го века считалось нормой свободное владение двумя-тремя языками. Наши бабушки и дедушки с наслаждением читали романы в подлинниках, вели оживленную деловую и дружескую переписку на любом из европейских языков: английском, немецком, французском. И это не считалось подвигом или чем-то необычным. Испанский, арабский, турецкий, корейский… Разве плохо знать эти языки, уметь думать, фантазировать, читать и писать своим близким, друзьям или партнерам по бизнесу? Любовь, карьера, увлечения получают дополнительный импульс, жизнь личности, несомненно, становится ярче, богаче, интереснее.

Надо сказать, что барьером в обретении языковой свободы на самом деле являемся мы сами. Нерациональное отношение к собственному времени, готовность воспользоваться информационным суррогатом лишают нас возможности восхитительных открытий, радости самостоятельного изучения и понимания доселе неведомой культуры.


— Как научить ребенка с раннего возраста говорить на иностранном языке, и какой возраст является оптимальным для начала обучения?


— Существуют различные авторские и общеизвестные технологии обучения языкам. При выборе обучающей программы необходимо ориентироваться не только на дидактику преподавания, но и учитывать задачи обучающегося, его индивидуальные особенности, такие, как возраст, образовательный уровень. Своеобразие организации памяти, восприятия человека, индивидуальные задатки и способности также оказывают влияние на процесс освоения иностранного языка. Возраст, в котором ребенок восприимчив к иностранному языку, определяется индивидуальными особенностями ребенка. Обучение языку желательно начинать не раньше четырех лет, когда малыш уже освоил фонетику, семантику, грамматику и возможности родной речи.


— Какие трудности ожидают родителей при обучении детей иностранному языку? Что необходимо знать родителям?


— Язык не является застывшим комплексом знаний. Мы говорим о качестве усвоения языка в том случае, когда ученик легко ориентируется в окружающей его действительности. Это означает, что при обучении языку необходимо соблюдать определенные условия. Если отец с матерью говорят на разных языках, то они должны договориться, что, например, отец всегда, при любых обстоятельствах, обращается к ребенку на своем родном языке, а мама — на своем. Семейное общение, общее речевое поле — не смесь языков, а всегда только один — тот, который наиболее востребован в окружающей реальной жизни. Это позволит малышу не только быстрее освоить и закрепить определенные языковые нормы, но и снизит его тревожность.

То же требование предъявляется и к выбору обучающей программы. Желательно, чтобы занятия проходили в определенное время, в определенной обстановке, которая позволит освоить, закрепить знания и отработать навык в их использовании. Родителям важно помнить, что ребенок обучается не только языку, но и готов перенимать и воспроизводить стиль, особенности речевого поведения (тембр голоса, интонации, манеру) своего учителя, его привычки и т.д. Дидактический материал — книжки, игрушки, пособия — должны быть реалистичными, соответствовать возрастным нормам восприятия ребенка.

Длительность и форма занятий определяются индивидуальными особенностями организации памяти, восприятия ребенка, возможностями семьи.


— Все ли дети имеют способность к языкам? Есть ли неспособные к языкам дети, и как их научить? Нужны ли при этом особенные приемы?


— Чувство языка присуще всем здоровым ребятишкам. Легкость усвоения языковых программ в детском возрасте поражает. К пяти годам речь ребенка практически сформирована. Ребенок, помещенный в новую речевую среду, через полгода уже ничем не отличается от своих сверстников, для которых данный язык — родной. Важно, чтобы ребенок хотел, чтобы его поняли.

Совместная деятельность взрослого (носителя языковой культуры) и ребенка позволяет активизировать словарный запас, отшлифовать нюансы коммуникативного процесса. Несомненно, есть более способные в лингвистическом плане дети. Им интересен чужой язык не как инструмент общения, а сам по себе — его строение, законы, особенности.


— Если родители ребенка — представители разных национальностей, с какого языка начать обучение?


— Владение одним или несколькими иностранными языками в наше время — явление обычное. Семьи, где супруги представляют разные национальные культуры, говорят на разных языках, — не редкость. Дети в таких семьях с раннего детства погружены в атмосферу взаимодействия двух культур. Напряжение, которое испытывает ребенок, заучивая и усваивая два языка, компенсируется родительской любовью, нежностью и заботой. С присущей ему детской непосредственностью и непредвзятостью, малыш готов находить только хорошее в том, чем его одарила судьба, ведь каждый из взрослых, на каком бы языке он ни говорил, — родной человек, обожаемый и надежный. Со временем это качество позволяет человеку быть самостоятельным, свободным и толерантным к этническим предрассудкам.

Если мама много уделяет времени ребенку, то в семье не встает вопрос о начале речевого контакта — он предопределен. Мамины песни, мамины сказки — огромная и прекрасная речевая среда, в которой живет малыш. Если у мамы нет возможности в полной мере предоставить себя воспитанию ребеночка, то следует подумать о том, где ему предстоит развиваться в течение раннего детства. В таком случае желательно, чтобы няня говорила на языке, который принят в данной культуре.


Беседовала ТУЯРА НАЗАРОВА


Без школьной скамьи
Лабратория нравственного образования
Начинайте с пеленок
Вести ребенка за руку

 

 

ФОБОС: погода в г.Москва

 

 

(©) "Жизнь Евразии", 2004.
Все права защищены.
e-mail: gazeta@mfo-rus.org

Hosted by uCoz