№ 14 (2) июль-август 2004 г.
На главную На главную    

На главную


Служение обществу: эксперимент превзошел ожидания

Фото: ДИМСИ


Уже почти десять лет существует и активно действует Общероссийская общественная организация "Детские и молодежные социальные инициативы" (ДИМСИ). Ее рождению предшествовал эксперимент по созданию организации, вбирающей в себя все лучшее, что было в пионерии и комсомоле, с опорой на прогрессивный международный опыт. Эта модель, созданная на пять лет, оказалась очень жизневостребованной.


Уникальность ДИМСИ выражена в ее ориентации на потребности и проблемы самих членов организации (стержневой группы), на обучение детей и молодежи принимать самостоятельные решения возникающих проблем и преодоления трудностей. Все это проводится на научной социально-педагогической базе развития, в условиях открытости к сотрудничеству, в интересах развития гражданского общества. Самое главное отличие ДИМСИ от других организаций в том, что она объединяет людей разного возраста: и детей, и молодежь, и взрослых. Словом, всех тех, кто готов совместными усилиями, проявляя собственную инициативу, менять окружающий мир к лучшему.


Интересно, что и подходы к работе, и технологии в ДИМСИ другие, здесь инициатива остается главным приоритетом. Рассказывает президент ДИМСИ, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института педагогики социальной работы РАО Сергей Тетерский: "Мы доказываем, что дети инициативны, и проявить инициативу с помощью различных упражнений, тренингов легко и просто. После таких упражнений у детей возникают новые идеи. Например, со школьной тряпкой и доской, которые все время пачкаются. Оказывается, есть 300 способов, придуманных детьми, как поддерживать чистоту этой доски".


Основные даты, во время которых ежегодно проходят добровольческие акции ДИМСИ, являются еще и всемирными. В этом году, с 16-18 апреля, проходил Всемирный День Молодежного Служения (ВДМС); 17 апреля отмечался Российский День Молодежного Служения (РДМС); также в апреле проходила Весенняя неделя добра, 5 декабря планируется провести Международный День Добровольцев. Во время весенних акций добровольцы из разных уголков России осуществляют множество социально значимых локальных проектов. Они благоустраивают свои микрорайоны, сажают деревья, чистят школьные территории, скверы и парки. В это время организуются семинары, форумы, уроки добра, благотворительные концерты, спектакли. Проводятся акции по сбору вещей, книг, игрушек, денежных средств для пожилых, одиноких, инвалидов и др.


Идея проведения Весенней недели добра не нова. Еще с советских времен нам хорошо знакомы массовые субботники с музыкой. Но сейчас, чтобы успешно провести такое мероприятие, люди придумывают дискотеки, чаепития или еще что-нибудь. Задача же таких акций, как Весенняя неделя добра, — прежде всего, показать, что, вкладывая свои силы, свое время, может быть, даже свои средства, ты получаешь взамен очень важное — это одобрение окружающих, возможность трудоустройства, льготного обучения и т.д.


"Мы создаем стимулы, — говорит Сергей Тетерский. — В этом наше яркое отличие — продуманная система стимулов. Есть такие организации, которые придумывают систему стимулов как в сетевом маркетинге: привел пять человек — тебе за это пейджер или сотовый. Здесь другой подход: люди привыкли к коллективным формам работы, и порой трудно понять личные желания ребенка. Для нас важно учитывать мнение и желания каждого пришедшего ребенка, у которого могут быть свои потребности, свои ожидания от этого проекта. Чтобы их выявить, нужны психологические тренинги. Выявляя данные потребности, группа начинает над ними работать.


Наша задача заключается в том, чтобы ребенок мог совместно со взрослыми, при их поддержке, менять свою среду. Наш девиз — "Дружба. Милосердие. Вдохновение. Дети, Молодежь, Взрослые". Это значит, что мы совместно меняем социальную среду. Например, мы приходим в школу и задаем детям вопрос: "Кто в школе самый главный?" 90% детей и взрослых отвечают, что это директор. А мы пытаемся со своей организацией изменить эту ситуацию и говорим, что главный в школе — это ребенок! Школа — это твоя среда, и ты должен быть заинтересован в том, чтобы класс был красивым, парты удобные, туалеты чистые. Должно быть чувство хозяина. Если это твоя среда, ты становишься в ней созидателем, потому что тебе интересно в ней творить. Если эта среда придумана другими и ты просто приходишь в нее, то ты можешь быть и разрушителем. Отсюда — мат на партах, рисунки, порча школьного имущества. Вот в этом сопоставлении "разрушитель" — "созидатель" и помогает разобраться наша самая главная идеология социально-педагогической солидарности, когда мы все вместе создаем среду для себя. Это реально, за 10 лет мы накопили огромный опыт.


Например, в школе мы раздаем детям кусочки территорий: кому-то попадается туалет, кому-то — коридор первого этажа, кому-то — кабинет. Мы говорим: "Представьте, что кусочек территории, который вам попался, — одушевлен. О чем он говорит, о чем кричит? Почувствуйте себя туалетом". И вот они придумывают, сначала рисуют на ватмане то, каким должен быть туалет, какая здоровая среда должна там быть. Так постепенно мы меняем позиции и мышление, когда ты действительно становишься хозяином.


Есть такая веселая игра "Продажная инициатива": смысл ее в том, что администрация школы рассматривает предлагаемые детьми проекты и комментирует что реально, что нет. Администрация спрашивает группы детей: сколько им необходимо средств на этот проект? Дети в свою очередь подсчитывают, сколько средств им необходимо для благоустройства туалета, на бумагу, освежители, цветы и т.п. Одни пишут, например, 500 руб., а другая группа говорит: "А нам и 300 руб. хватит, т. к. мы цветы соберем своими силами". Затем все вскрывают свои конверты и тот, у кого проект эффективнее и с меньшими затратами, выигрывает, и им реально выделяют деньги, которые позволяют проводить такие интересные проекты".


Удивительным образом меняется жизнь тех, кто приходит в ДИМСИ и остается надолго. По всей России их насчитывается около 57 тыс. человек, из них треть взрослые, треть молодежь и треть дети. Те дети, которые начинали 10 лет назад, стояли у истоков, сейчас — лидеры организации.


"За эти годы около миллиона детей прошло через ДИМСИ, — продолжает Сергей Тетерский. — Конечно, кто-то отходит в силу разных причин, но эта школа очень сильно помогает в жизни, в будущем, потому что ты становишься другим человеком, ориентированным не только на себя, но и на других. Инициатива внутри позволяет познать себя, стать хорошим человеком, чтобы в обществе количество таких хороших людей увеличилось". Иногда жизнь меняется кардинально, когда образуются счастливые пары, созданные в ДИМСИ.
ДИМСИ очень активно сотрудничает с другими организациями, основной ее принцип — дружба и сотрудничество. Общественные организации сильны тем, что имеют возможность собирать своих друзей. И у ДИМСИ такая дружеская сеть реально существует.


"Мы стараемся менять мнение об общественных организациях на законодательном уровне, — утверждает Сергей Тетерский. — ДИМСИ является одним из авторов закона об общественных объединениях 1995 г., о государственной поддержке деятельности молодежных объединений, мы также являемся одними из авторов Федеральной целевой программы "Молодежь России". Стараемся, чтобы наши идеи на общероссийском уровне были поддержаны, прежде всего, законодательно. Поэтому последний проект, который у нас родился в прошлом году, называется "Межсекторное социальное партнерство — позиция детских, молодежных общественных объединений". Здесь отражены идеи взаимодействия государства, гражданского общества и коммерческого сектора, где мы стремимся показать ведущую роль детских и молодежных организаций".


Подробнее ознакомиться с программами ДИМСИ можно на сайте организации www.dimsi.net.


ОКСАНА АЛЕКСЕЕВА


 

 

ФОБОС: погода в г.Москва

 

 

(©) "Жизнь Евразии", 2004.
Все права защищены.
e-mail: gazeta@mfo-rus.org

Hosted by uCoz