№ 4 (16) декабрь 2004 г.-январь 2005 г.

Рано утром – в детский сад

Каждая мать волнуется перед тем, как отправить ребенка в детский сад. Своим мнением по этому вопросу мы попросили поделиться Олесю Крылову, мать троих детей.

– Олеся, скажите, пожалуйста, имеет ли смысл отдавать ребенка в детский сад? Как изменились Ваши дети после того, как начали ходить в садик?

– Детей в детский сад мы стали водить по необходимости, однако мы ничуть не жалеем об этом. Мои дети стали более организованными, дисциплинированными, научились самостоятельно одеваться, знают, как следует вести себя на уроках, как обращаться к воспитательнице. В садике они учатся писать, считать, разучивают стихи, песни. В садике с детьми занимаются педагоги.

Когда ребенок начинает ходить в школу, перед ним встает много проблем. Ему нужно научиться общаться с одноклассниками, педагогами, привыкнуть к школьной дисциплине. И в детском садике у него есть прекрасная возможность научиться всему этому до школы. Общаясь в садике друг с другом, детям приходится решать довольно серьезные нравственные проблемы. Например, как-то раз, возвращаясь из сада домой, Никита спросил меня, нужно ли говорить воспитательнице о том, что мальчик в их группе сломал игрушку. В процессе общения со сверстниками перед ребенком встают вопросы, которые не возникли бы, если бы он сидел дома. И ему приходится самому, без родителей, находить ответы на эти вопросы и решать, как ему следует поступить. В саду ребенок учится жить в коллективе, строить отношения со сверстниками и воспитателями. Детям, которые ходили в детский сад, гораздо легче привыкать к школьной жизни.

Воспитатели занимаются с детьми по государственным программам. Кроме того, по желанию родителей с детьми проводятся дополнительные платные занятия по английскому языку, ритмике и др. В каждом саду свои порядки. Например, в нашем садике три раза в неделю проводятся бесплатные занятия физкультурой, кроме того, есть еще два дополнительных занятия. Спортом занимаются все дети. Одно занятие длится 40 минут. И результат налицо. Мои дети уже сами делают утром зарядку, повторяя те упражнения, которым их научили в садике.

В детском саду ребенок переболеет всеми детскими болезнями, его организм адаптируется к разным бактериям и вирусам, и в школе он уже не будет так болеть. Дети же, которые до школы не ходили в сад, придя в школу, начинают болеть, пропускают занятия. Такие дети гораздо тяжелее привыкают к школьной жизни, труднее входят в коллектив.

Есть и еще один довод в пользу детского сада. Для многодетных семей государственные детские сады – хорошее подспорье. Дети будут накормлены, ухожены, с ними будут заниматься. Пока старшие дети находятся в саду, я могу посвятить себя самому маленькому, третьему, ребенку.

– Скажите, Олеся, Ваши дети с охотой идут в сад?

– Старший сынишка трудно привыкал. Ему приходилось рано вставать, чтобы папа мог до работы отвести его в сад. Его нежелание объясняется в основном тем, что приходилось рано вставать, и он не высыпался. Кроме того, сначала у него не ладились отношения с мальчиками в группе. Но постепенно он освоился, подружился с ребятами. Мы всячески помогали ему, объясняли, как нужно поступать в той или иной конфликтной ситуации. Наша дочка, Василиса, тоже ходит в садик. Сначала мы думали, что ей будет очень трудно привыкать к садику, потому что она не очень общительная девочка. И мы решили отдать ее в одну группу со старшим братом, Никитой, чтобы ей легче было войти в коллектив. Девочка быстро привыкла к саду и теперь ходит туда с большой охотой, ей там интересно.

– Оказывает ли детский сад негативное воздействие на ребенка?

– В основном, серьезных проблем нет. Все зависит от самого сада и от воспитателя. Например, у одной из воспитательниц нашего старшего сына были своеобразные методы воспитания. Она говорила детям, что послушные получат на обед белый хлеб, а шалуны – черный. Также очень много зависит от умения воспитателя наладить отношения между детьми. Все дети разные. Нужно суметь научить детей ладить друг с другом, решать проблемы мирно, без драк. Из-за переездов нам приходится часто менять детский сад. Сейчас мы нашли хороший садик, который нас вполне устраивает. Конечно, дети перенимают от сверстников не только хорошее, но и плохое (всевозможные дразнилки, прозвища, плохие слова, стишки). Но так как основное воспитание личность получает в семье, то все то плохое, что ребенок принес из сада, не окажет серьезного влияния, если он не слышит этого дома.

Естественно, мне очень хочется побольше общаться с детьми, забирать их пораньше. Есть сады, в которых дети находятся только полдня. Если бы кто-нибудь помогал мне с моим третьим малышом, то старших я отдавала бы только на полдня, чтобы они могли побольше побыть дома.

– Что бы Вы посоветовали родителям, которые решают, нужно ли отдавать ребенка в детский сад?

– По мнению специалистов, до трех лет ребенок должен воспитываться в семье. Я думаю, что нужно хотя бы за год до школы отдать ребенка в сад, чтобы он научился общаться со сверстниками, жить в коллективе, чтобы его организм выработал иммунитет к детским болезням. Тогда, придя в школу, ребенок гораздо быстрее привыкнет к новой, школьной жизни, дисциплине, будет меньше болеть и сможет сконцентрироваться на учебе.

Рано утром – в детский сад

Многие мамы решают растить своих детей самостоятельно, не полагаясь на услуги государственных и даже частных учреждений. О своем опыте нам рассказала Андреа Петуховская, мать двоих детей.

Дом может быть и детсадом и школойВопрос о том, отдавать свое чадо в детский сад или нет, возникает далеко не у всех, а жаль. Отголосок прошлой, советской, системы воспитания детей, когда все дети посещали такие учреждения, по-прежнему оказывает слишком сильное влияние. Большинство родителей скорее волнует вопрос, в какой сад отдать ребенка, вопрос же о том, стоит ли отдавать его туда вообще, и вовсе не стоит.

Многие мои знакомые и даже родители – педагоги со стажем – считают мое решение воспитывать детей самостоятельно не только неправильным, но и крайне вредным. При всем моем уважении к их мнению и опыту, я не могу с ними согласиться.

Характер, привычки и некоторые взгляды формируются в человеке в первые годы его жизни. Дети дошкольного возраста самые созидательные, но и самые уязвимые. Всего лишь за несколько лет человек превращается из беспомощного младенца в маленькую личность. Каждый ребенок индивидуален и, следовательно, нуждается в индивидуальном подходе. Поэтому и не существует общего рецепта для правильного воспитания. В воспитании применяются зарекомендовавшие себя методики и общие принципы, но даже их доскональное знание не дает никаких гарантий. Обеспечить личный подход возможно только в кругу семьи, в которой воспитание детей является приоритетом. Родители знают своего ребенка и его особенности лучше любых профессионалов. Именно они закладывают основы нравственной и этической ориентации ребенка. Маленькие дети впитывают все, что видят, поэтому личный пример, а не лекции и душеспасительные беседы, для них важнее всего. Именно поэтому мне бы не хотелось, чтобы мои дети находились под влиянием чужого человека большую часть дня.

Как бы я ни старалась, не могу найти веские доводы в пользу посещения детского сада. Например, говорят, что ребенку нужен режим. С этим я абсолютно согласна, но неужели он не нужен дома? Любой ребенок нуждается в режиме и дисциплине, но это не должно становиться самоцелью и идти ему во вред. У наших детей почти с самого рождения один и тот же режим дня. Это значит, что они ложатся спать и встают примерно в одно и то же время. Таким образом, биологические часы ребенка и режим совпадают, и проблемы с ранним подъемом нет. В саду, в отличие от дома, невозможно нарушать или менять режим всей группы из-за одного ребенка, а дома я могу в разумных пределах приспособиться к состоянию дочери.

Говорят, что в детском саду ребенок учится самостоятельности. Наша пятилетняя дочь к двум годам ела и одевалась сама, к трем мыла посуду, убирала игрушки, заправляла кровать, вытирала пыль, сейчас может и гладить, и пылесосить, и завтрак для всех приготовить, и годовалого брата одеть и накормить. Смысл самостоятельности вовсе не в умении обслуживать себя. Всему этому мы научились дома, и я думаю, что так и должно быть. Причем тут садик? Самостоятельность, на мой взгляд, – это способность самостоятельно принимать решения и отвечать за них. В садике для этого нет возможностей. Всё делается по решению воспитателя. Дома возникает множество ситуаций, в которых ребенок может проявить самостоятельность. Утром я говорю дочке, что нужно сделать (например, полить цветы или протереть обувь), а она уже решает, когда это делать. Соответственно, отвечает за результат: если обувь не протерла, то гуляет в грязной, и ей стыдно; не полила цветы – они завяли, и нам грустно… Так мы приучаем ее к подлинной самостоятельности и ответственности.

Говорят, что детский сад дает ребенку общение со сверстниками. С этим не поспоришь, но то, что ребенок не посещает детского сада, вовсе не означает, что он лишен общения. Возможностей для общения у домашнего ребенка очень много. В нашем дворе есть друзья, с которыми мы регулярно играем, есть знакомые, которые приезжают в гости и которых навещаем мы, есть друзья в доме творчества, куда мы ходим на занятия. С друзьями и в кино, и в цирк, и в театр можно сходить. Я поощряю дочь, чтобы она решала конфликтные ситуации с другими детьми сама и по возможности стараюсь не вмешиваться. С другой стороны, у меня есть возможность наблюдать за ней почти в любой ситуации. Это помогает мне понять, чему нужно уделить больше внимания, что подкорректировать, о чем побеседовать. Если ребенок большую часть дня проводит вне дома, то соответственно на него больше влияние оказывают манера общения, поведение и т.д. тех, с кем он проводит весь день.

Говорят, что в детском саду с ребенком занимаются и готовят его к школе. Согласна. С детьми нужно заниматься, но сад для этого не нужен. Наша дочь, не достигнув 5 лет, умела читать и считать в пределах десяти. Песенки и стишки – само собой разумеется. Мама – лучший экскурсовод, только она может ответить на бесконечное количество вопросов, на что у воспитателя при всем желании просто нет времени. Конечно, в деле образования нужно реально оценивать свои возможности и способности. По этой причине мы стали водить дочку в дом творчества заниматься изобразительным искусством, танцами и музыкой.

Раньше считалось, что дети должны переболеть детскими болезнями до школы. Однако за последнее десятилетие ситуация значительно изменилась. В настоящее время детей прививают от всех основных детских инфекционных заболеваний. Однако от простуды и некачественной пищи прививок не существует. По словам врачей, если ребенок простывает не более 4 раз в году – это нормально и всего лишь способствует развитию иммунитета. К сожалению, дети в садиках болеют гораздо чаще, и в этом нет никакой пользы. Проверить, что дети едят в садиках, соблюдены ли санитарные нормы, получают ли они с пищей нужные витамины и микроэлементы, в реальности сложно. За последний год увеличилось количество сообщений об отравлениях детей в детских учреждениях, и это меня очень беспокоит.

Я не хочу сказать, что в садиках все плохо. Просто я не вижу в них необходимости и смысла. По словам специалистов, наша дочь уверенная, общительная, по развитию опережает свой возраст и редко болеет. Это меня и убеждает в том, что я все делаю правильно. Конечно, тяжело прожить на одну зарплату, но дети дороже денег. Ни финансовые сложности, ни карьера, ни наши личные интересы не вправе стоять выше наших детей. Домашнее воспитание требует полной отдачи со стороны обоих родителей, и личного времени почти не существует. Но счастье наших детей для нас высшая награда, и это помогает не замечать неудобств и сложностей. Ведь они – смысл нашей жизни. Поверьте, игра стоит свеч!


Беседовала Туяра Назарова

Поиск по сайту:

Найти:

на

 

 

 

(©) "Жизнь Евразии", 2004-2005. Все права защищены.
e-mail: gazeta@mfo-rus.org
Hosted by uCoz