№ 4 (16) декабрь 2004 г.-январь 2005 г.

Сочинять новое или вспоминать старое?


Вячеслав БУКАТОВ
доктор педагогических наук,
главный научный сотрудник Института социально-педагогических проблем сельской школы РАО

Хотя многочисленные научно-методические исследования и доказали эффективность игровых способов обучения, тем не менее многие учителя до сих пор весьма настороженно относятся к любым так называемым игровым приемам обучения и не спешат использовать их на своих уроках. Мы понимаем и поддерживаем эту настороженность! Учение, конечно, труд, а не беззаботное развлечение.

Но труд этот может быть разным: не только принудительным и угнетающим, но и добровольным, окрыляющим. Тогда даже весьма утомительное дело приносит ученику радость и доставляет удовольствие.

Торопись, неспешно!

Социоигровая «режиссура урока» ищет способы такого общения, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности. Тогда ученический труд по-прежнему остается трудом. Но при этом его эффективность значительно повышается. И подобное происходит, во-первых, тогда, когда на уроке используется работа малыми группами, а во-вторых, когда обучение сочетается с двигательной активностью учеников. Соединение этих двух условий и создает социоигровую атмосферу на уроке.

Осторожные учителя предусмотрительно опасаются тех ситуаций, когда то или иное игровое задание неожиданно превращает урок в беззаботную развлекаловку. Сохранять и поддерживать деловую направленность урока учителю помогают премудрости театральной режиссуры: смена темпа и ритма, смена лидерства, смена мизансцен. Тогда игровая атмосфера перестает мешать деловой напряженности. Их гармоничное сочетание является залогом эффективности обучения.

Известно, что многие школы уже устали от вихря моды на всякие инновации. Когда учитель начинает свой педагогический стиль менять, как перчатки, его личный опыт быстро засаливается и теряет форму. «Режиссура» не агитирует учителей всякий раз начинать с нуля.

Социоигровая «режиссура урока» не предлагает торопиться вперед. Она советует учителю остановиться, постоять и осмотреться, обратить внимание на своих учеников, и, вспомнив себя за партой, сочувственно отнестись к тем условиям, в которых им приходится трудиться, увидеть, что нужно сделать для улучшения этих условий.

Сделать условия обучения на уроке более человеческими и уместными для возраста сидящих за партами учеников могут не столько инновации (которые для учителей частенько являются котом в мешке), сколько самые что ни на есть известные и испытанные «дедовские способы».

Добрым молодцам урок

Кто из учителей не знает картину Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет»! Так вот, наша мечта – как можно чаще видеть подобные мизансцены на уроках в современных школах! На доске очень трудный пример не только для устного счета, но и для вычисления в столбик:

102+112+122+132+142
365

Дети как один заняты вычислениями. Скучающих нет! Почему? Секрет следует искать в двигательной активности, в свободе мизансцен, в общем ритме, допускающем индивидуальность темпа каждого ученика. Если бы ученики были привязаны к партам и сидели, послушно сложив ручки и ножки, то две трети класса отказались бы трудиться над вычислениями. Приглядитесь к картине. Сидит всего один человек – учитель. Остальные могут свободно двигаться. На современных уроках все наоборот: учитель ходит по классу, а ученики, как в смирительных рубашках, сидят за партами. Так начнем же брать пример с сельских школ конца XIX века, в одной из которых работал изображенный на картине Сергей Александрович Рачинский!

В центральных библиотеках еще можно найти изданные в конце позапрошлого века брошюрки С.А. Рачинского о проблемах обучения. В свое время были очень популярны его сборники занимательных задач для устного счета. Широкую известность он получил именно как учитель сельской школы. А до этого он был... профессором ботаники Московского университета! Читал рядовые лекции. Принимал обычные экзамены. После конфликта с администрацией отказался от кафедры и уехал к себе в поместье.

Его сестра в то время преподавала в сельской школе. И как-то раз, зайдя к ней на урок, он был поражен той тягостной скукой, которая висела в воздухе. Особенно обидно ему было за математику. И тогда он начал преподавать сам. Так крупный ученый, человек разносторонних способностей, представитель высшего московского аристократического общества, человек, которому все знавшие его предсказывали блестящую карьеру, оказался народным учителем в глухой деревне.

В одной из своих статей Рачинский рассказывал, что идеальной моделью ведения уроков для него был один старинный рисунок, изображавший жизнь в мастерской художника. В просторной комнате кипела работа. Кто-то из учеников обсуждал рисунки, кто-то дорисовывал очередную штудию, кто-то беседовал с мастером, сидя в кресле у камина.

Подобную домашнюю рабочую атмосферу Рачинский старался создать (или сохранить) на любом уроке: и на математике, и на рисовании, и на пении. Воплощать желаемое ему помогали собственный опыт, собственная интуиция и, конечно же, сами ученики.

Новое – это хорошо забытое старое. Если одни учителя заняты поиском нового, то мы предлагаем заняться противоположным – воскрешением старого, всем настолько известного, что даже уже и подзабытого. И вы на собственном опыте убедитесь, что продвигаться назад следует не скачками, а маленькими, иногда буквально крохотными шажками, сверяя свой путь с подсказками собственной интуиции. И наш совет справедлив не только для последователей социоигровой педагогики, но и для любого учителя, искренно желающего работать на совесть.

Стратегия «рыболовных сетей»

Несколько лет назад в библиотечке издательского дома «Первое сентября» вышла (и с тех пор уже несколько раз переиздавалась) хрестоматия игровых приемов обучения (В.Букатов, А.Ершова). Так вот, некоторые учителя склонны относиться к ней, как к некой поваренной книге, в которой собраны разные методические приемчикиов на все случаи жизни. Оно, конечно, так и есть, но любому читателю-учителю все же следует помнить, что любой набор тех или иных игровых заданий-упражнений, который он может выудить из нашей ли или какой другой книжки, еще не является гарантом вольной и счастливой жизни детей на уроке.

Представьте: вы пишете на доске арифметический пример С.А.Рачинского, но ведь от этого ваши ученики не заживут, как на картине Богданова-Бельского «Устный счет» …

Учителям, побывавшим на наших социоигровых семинарах, легче увидеть реальность за формулировкой: «Нужно не учить, а налаживать такие ситуации, когда всем участникам захочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту. Тогда и возникает эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Добровольно – это как бы без принуждения (навязывания учителем своих целей ученикам). И в этом «как бы» нет лукавства. Потому что при социоигровом подходе к коллективному обучению «целей» в общепринятом сегодня среди педагогов смысле быть не может. Такую дидактическую цель мы приравниваем к «гвоздю», вооружившись которым, учитель отправляется в «класс». И пока этот злосчастный гвоздь в голову каждого он не вобьет – совесть его перед администрацией или родителями будет неспокойна: какой же он учитель, если не смог довести свою благую цель до каждого? А чтобы не смущаться видом «ученической крови», существуют розовые дидактические очки. Наденешь – и все хорошо! Пригвожденная жизнь в детях еле теплится, а «крови» никакой не видно – розовый цвет все съедает.

А если не «гвоздь», то что же готовить учителю, идущему на урок? Ну, например, «сети». Тогда ученики становятся «рыбаками». Учитель вместе с ними выходит в море, и он не знает заранее, каких рыб и кто именно наловит сегодня. Не будь этих «сетей», становится ясно – никто и никаких. А с «сетью», может быть, и поймают, но сколько и какую – почти не известно. А «почти» – потому что надежда ведь есть, и есть какие-то свои прогнозы, и своя интуиция, и свой опыт. Поэтому «сеть» берется то помельче, чтобы для поддержания жизни ученикам насытиться мелкой рыбешкой, то покрупнее и покрепче.

Мой костер в тумане светит…

Все дело в том, как любое упражнение или задание проводится. И ответ на вопрос, по-живому или по-мертвому, будет известен только самим участвовавшим детям. И если учитель не прикрывает свои глаза дидактическими шорами, то их мнение о результате его педагогических усилий будет видно и ему.

Причем если сегодня такие-то упражнения помогли ученикам наполненно и эмоционально прожить урок, то это совсем не значит, что так будет и в соседнем классе или в этом же, но послезавтра. И мы надеемся, что учителя начнут открывать в себе знание этой мудрости.

Игровые задания-упражнения – это не столько приемы или методика. Это –… дрова! Дрова, которые, сгорая (и только!), могут дать живительное тепло сонным, замученным ученикам. А учитель, ориентируясь на протекание жизни детей, получает возможность потихоньку нарабатывать и личные премудрости разжигания игрового костра-интереса, и премудрости игровой техники педагогической безопасности. И свет от костра все ярче и ярче начинает освещать ему его собственный бесценный педагогический опыт и его крепнущий индивидуальный стиль работы.

Пропагандируя социоигровой стиль обучения, мы не ждем единообразного подражания, а надеемся на обретение большинством учителей своего собственного профессионального стиля в обеспечении учеников ощущением полноты проживаемой на уроках жизни.

Начинать же советуем с простого: со снятия запрета на двигательную активность. А это значит: под любыми мыслимыми и немыслимыми предлогами давать ученикам на уроке двигаться. И для тех учителей, кто решается на это, полузабытые вопросы: что же такое урок? обучение? жизнь на уроке? как совместить желания учеников и требования программы? – вопросы, которые когда-то мучили их на студенческой скамье, – вдруг начинают припоминаться и оживать с новой силой, круша наработанные педагогические штампы и стереотипы.

Выполнение на уроках каких-то предложенных нами игровых заданий-упражнений может привести читателя не к ответам, а к вопросам. А у каждого они свои. И рано или поздно на них, как показывает опыт, находятся собственные позитивные ответы.

Поиск по сайту:

Найти:

на

 

 

 

(©) "Жизнь Евразии", 2004-2005. Все права защищены.
e-mail: gazeta@mfo-rus.org
Hosted by uCoz