№ 4 (16) декабрь 2004 г.-январь 2005 г.

Виктор Франкл: в поисках смысла

Марина Шляпникова

«Если у человека есть «зачем», он вынесет любое «как».
            В. Франкл

Вот уже в третий раз в своей жизни я обращаюсь к работам Виктора Франкла. Впервые мое внимание было привлечено направленностью его работ на решение вопроса о смысле и ценности жизни человека. Второй раз меня поразила судьба этого человека, которая, впрочем, и оказала значительное влияние на развитие мировоззрения Франкла и появление такого направления медицины, как логотерапия. Сейчас же я хотела бы привлечь внимание читателей к неординарной жизни и работе этого человека.

Став доктором медицины еще в 30-м году, Виктор Франкл нашел подтверждение своих идей во время Второй мировой войны. Во вступительной статье к книге «Человек в поисках смысла» Д.А. Леонтьев написал: случайность и закономерность соединились в жизни Виктора Франкла. Случайность в том, что, будучи в концентрационном лагере в заключении, он не попал ни в одну из команд, направлявшихся на смерть. Закономерность – что он прошел через все это, сохранив себя, свою личность, свое «упрямство духа», как он называл способность человека не поддаваться, не ломаться под ударами, обрушивающимися на тело и душу.

Не только профессиональная деятельность, но и вся жизнь этого человека была посвящена людям. В. Франкл говорил: «Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл своей жизни».

Термин «логотерапия» Франкл предложил в 20-е годы. «Логос» для него – это не просто «слово», а как идея, как смысл. Логотерапия подразумевает лечение людей нахождением смысла, ценности жизни и отдельных ситуаций, в которых оказывается человек. Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденное и присущее всем людям, а также являющееся основным двигателем поведения и развития личности. Из жизненных наблюдений и данных, полученных в результате исследований, он делает вывод, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки.

Нахождение смысла – это не процесс познания, а призвания, пишет ученый. Мы не можем выбрать себе смысл, мы можем выбрать лишь призвание, в котором мы обретем смысл. В нахождении смысла человеку помогает совесть как интуитивная способность отыскивать единственный смысл, кроющийся в каждой ситуации.

В. Франкл выделяет ценности, которые делают жизнь человека осмысленной. Первые ценности – ценности творчества подразумевают, что труд человека приобретает смысл как его вклад в жизнь общества.

Из числа ценностей переживаний В. Франкл останавливается на любви, которая обладает богатым ценностным потенциалом. Любовь – это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности.

Особенно он выделяет ценности отношения, которые проявляются, когда человек оказывается в окружении обстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Но при любых обстоятельствах человек волен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Это делает жизнь человека осмысленной всегда.

К такому выводу ученый пришел, находясь в нацистском лагере смертников, где он пережил тяжелейшие испытания, стал свидетелем явлений, несовместимых ни с какими представлениями о человечности. Однажды, сидя нагим в одиночной камере, он открыл для себя то, что позже назвал «конечной человеческой свободой», которую никто из его мучителей отнять не мог. Они могли иметь власть над всем, что его окружало, могли причинить невыносимую боль его телу, однако сам Виктор Франкл сохранял ясность сознания и мог смотреть как бы со стороны на все, что с ним происходило. Его внутренняя сущность оставалась неуязвимой. Он сам мог решать, какое влияние на него окажет то, что его окружает. Он не был свободен от нечеловеческих условий концентрационного лагеря. Но он был свободен занять свою позицию по отношению к ним. Между тем, что воздействовало на него, и его реакцией на происходящее была свобода выбора.

В своем воображении Виктор Франкл представлял себя в различных ситуациях, например, как он читает лекции студентам об уроках лагерной жизни. Таким образом, он взращивал в себе едва зародившуюся свободу, пока та не выросла и не сделала его сильнее, чем охранявшие его тюремщики. У них была внешняя свобода, а он располагал внутренней свободой – несокрушимой силой духа. Франкл стал вдохновляющим примером для всех, кто окружал его, даже для некоторых охранников. Он помогал людям находить смысл жизни и сохранять достоинство, несмотря на страдания и трудности существования в неволе.

В своих работах он упоминает, что совесть помогает человеку найти даже такой смысл, который может противоречить сложившимся ценностям, когда эти ценности уже не отвечают быстро изменяющимся ситуациям. Именно так, по Франклу, зарождаются новые ценности. «Уникальный смысл сегодня – это универсальная ценность завтра».

Это, в свою очередь, связанно с вопросами зарождения религиозной веры, которой он определяет почетное место в своей теории. В то же время он утверждает, что логотерапевт должен быть способен помочь и верующему, и неверующему. Совесть и ответственность, к которым аппелирует логотерапия, присущи и религиозным, и нерелигиозным людям. Бог для Франкла – это собеседник во внутреннем диалоге, к которому обращены наши наиболее сокровенные мысли.

В послевоенные годы многие специалисты наблюдают широкое распространение безработицы в странах Западной и Восточной Европы и в еще больших масштабах в США. Франкл много ездит по миру. Это уже не тот мир, каким он был до войны. Мир стал более динамичным, более развитым, более богатым, если не считать первых послевоенных лет, y людей в этом мире стало больше выбора, больше возможностей и больше перспектив, но – парадоксальным образом – люди стали ощущать дефицит осмысленности своего существования. Франкл был отнюдь не единственным, кто констатировал в 50-60-е годы все более широкое распространение в западном обществе утраты людьми смысла собственной жизни. Однако никому, наверное, не удалось столь глубоко понять психологические корни этого явления и дать ответ на многие вопросы, которые принесла с собой новая эпоха, как это сделал Виктор Франкл. Он обозначили наличие противостояния веры в возможности человека, в лучшее в нем и зла в человеке, которое оказывается сильнее или даже предпочтительнее для него.

«Когда мы подавляем в себе ангела, – писал Франкл, – он превращается в дьявола». Смысл надо не просто искать, за него надо бороться, и борьба эта тяжела.

«Каждому времени требуется своя психотерапия», – писал Франкл. Созданная им логотерапия отвечала на запросы времени, и именно поэтому она смогла помочь миллионам больных и здоровых людей.

 

 

Цитаты из работ Виктора Франкла

Свобода – это не то, что человек имеет, а то, что он есть. Человек решает за себя, любые решения есть решения за себя, а решение за себя – это всегда формирование себя. И принятие такого решения это всегда не только акт свободы, но и ответственности. Свобода, лишенная ответственности вырождается в произвол.

* * *

Человек не свободен от условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним. «Каждый выбор имеет причину, но он имеет причину в выбирающем» (М.Б.Арнольд)

* * *

Значимы не наши страхи и не наша тревожность, а то, как мы к ним относимся.

* * *

Наследственность – это не более чем материал, из которого человек строит сам себя. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель не из камня.

* * *

Человек обладает влечениями, однако влечения не владеют им. Ведь влечения человека, в противоположность влечениям животных, находятся во власти его духовности. Они вросли в сферу духовного, так что не только тогда, когда влечения тормозятся, но и тогда, когда они растормаживаются, дух не бездействует, а вмешивается или же отстраняется.

* * *

Удовольствие – это не цель наших стремлений, а следствие их удовлетворения.

* * *

Скрываясь и растворяясь в толпе, человек утрачивает важнейшее из присущих ему качеств – ответственность, а вместе с ней и свободу. Подобно тому, как существование каждого человека непохоже на существование других, так и сам по себе человек неповторим. Если бы все люди были идеальны, тогда каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим. Не существует универсально одаренных людей, более того человек неповторим именно в силу своего отклонения от нормы и средних стандартов. Человеческая ответственность – это ответственность, происходящая из неповторимости и своеобразия существования каждого индивида.

* * *

Человек свободен найти и реализовать смысл своей жизни и за это он несет полную ответственность.

* * *

Любовь раскрывает перед нами ценностный образ человека, совершает метафизический акт, поскольку ценностный образ, открывающийся перед нами в результате духовного подъема, вызванного любовью, является, по существу, «образом» чего-то невидимого, нереального, точнее сказать нереализованного. В духовном акте любви мы постигаем человека не только тем, что он «есть» во всей своей неповторимости и своеобразии, но также и тем, чем он может стать и станет. Любовь это возможность реализации ценности, реализации самого себя. Это внутреннее обогащение частично составляет смысл жизни человека. Любовь позволяет нам ощутить личность другого человека как целый уникальный мир и тем самым приводит к расширению нашего собственного мира. Тот, кого любят, стремясь стать достойным того, кто его любит, становится все более и более похожим на тот образ, каким его «замыслил и хотел видеть бог».

* * *

Человек должен сам определить свою собственную цель, постараться понять неповторимость и своеобразие собственной жизни. Как человеку разобраться каким он должен быть в отличии от того, какой он есть, – лучше всего на этот вопрос ответит Гете: «Как нам познать себя? Размышляя – никогда, но действуя. Старайтесь исполнить свой долг и вскоре вы узнаете, что же есть вы. А что же тогда является вашим долгом?

Поиск по сайту:

Найти:

на

 

 

 

(©) "Жизнь Евразии", 2004-2005. Все права защищены.
e-mail: gazeta@mfo-rus.org
Hosted by uCoz