№ 3 (15) сентябрь-ноябрь 2004 г.
Поиск в Интернет

Един для всех?
Эксперимент с единым госэкзаменом получает неоднозначные оценки

Как известно, любые реформы – это отказ от старого и внедрение нового. Иногда этот процесс протекает плавно, менее болезненно для людей, не привыкших к переменам. Но время диктует свои требования, и сегодня мы не удивляемся этим самым переменам в политике, экономике, науке. Не избежала реформ средняя и высшая школа. Сегодня всех волнует образование. Страна требует специалистов, и поэтому закономерно растут критерии оценок и конкурсов. «Нам необходимо расширить доступность и качество образования, сделать прозрачной систему поступления в ВУЗы, прогнозировать потребность экономики в тех или иных специалистах, а также разработать адекватную времени систему образовательных стандартов», – подчеркнул премьер­министр РФ Михаил Фрадков в ходе встречи с ректорами высших учебных заведений.

Педагогика в России и бывшем СССР всегда славилась исследовательским и патриотическим духом. Само понятие «Учитель» многим из нас внушает уважение. Сегодня перед педагогическим сообществом встал вопрос: чему учить, как учить и на что учить? Речь пойдет о Едином Государственном Экзамене (или ЕГЭ), так сильно всколыхнувшем всех, кто хоть как­то связан с обучением. Для начала ознакомим с процедурой его проведения.

Начиная с 2001 года, ЕГЭ проводится как эксперимент. Это экзамены по определенным предметам, которые должны сдавать все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Единство этих экзаменов заключается в следующем: 1) их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в ВУЗы; 2) при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню их подготовки.

Экзамены проводят региональные органы управления образованием с помощью КИМов (контрольно­измерительных материалов), результаты которых учитываются как в аттестатах, так и в свидетельствах, выдаваемых учащемуся по каждому предмету с результатами по 100­бальной шкале. Это свидетельство учащийся (абитуриент) направляет в приемную комиссию ВУЗа. Если учащегося интересуют сразу несколько ВУЗов, то он может направить заверенные в школе копии своих свидетельств во все эти ВУЗы. Приемные комиссии ВУЗов обязаны рассмотреть все присланные свидетельства, включая копии, и сообщить каждому абитуриенту, приславшему заявку, попадает ли он со своей суммой баллов в число бюджетных или платных мест.

Существует Положение об ЕГЭ, регулирующее проведение экзаменов, и в случае нарушений этого Положения учащиеся вправе подать на аппеляцию.

К чему идем?

Одна из целей, которую преследовал эксперимент, – обеспечение равных условий при поступлении в ВУЗ и сдаче выпускных экзаменов в школе, т.к. при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки.

Вторая цель – обеспечение условий для достоверности результатов экзамена. Ответы на задания типа А (выбор из вариантов) и типа В (краткие свободные ответы) проверяются компьютером, ответы на задания типа С (развернутые свободные ответы) проверяются независимыми экспертами. Это позволит сократить «целевое репетиторство» (с целью приема в определенный ВУЗ) и взяточничество.

Еще одна цель – улучшение качества образования в России. Наконец, немаловажное соображение – разгрузить выпускников­абитуриентов. Теперь вместо выпускных и вступительных экзаменов они будут сдавать Государственные экзамены. Положительным моментом является упрощение работы приемных комиссий ВУЗов (легче отследить результаты).

Есть и еще одна цель – содействовать справедливому перераспределению финансовых потоков между ВУЗами. Рассматривалась возможность введения ГИФО – «государственных именных финансовых обязательств», которые позволят лучшим студентам «приносить» с собой государственную дотацию в выбранные ими ВУЗы. В сильные ВУЗы при этом вслед за более сильными абитуриентами пойдет больше денег.

Благими намерениями

Разработчики эксперимента преследовали прогрессивные цели, старались учесть все сложности и тонкости этого процесса, но мнения разделились от простых замечаний до резкой критики.

В интервью “Российской Газете” Наталья Улитенкова, начальник отдела среднего и высшего профессионального образования Волгоградского областного Комитета по образованию, сказала: «ЕГЭ облегчает многим поступление в ВУЗ, но и очень часто школьники недовольны невозможностью улучшить полученную оценку. Прежде у них был месяц на подготовку в ВУЗ. Не скоро они привыкнут и к жесткой процедуре сдачи ЕГЭ (на экзамене присутствуют незнакомые специалисты, и проводится он на другой территории)».

Президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков высказал следующее мнение: «У сдающих ЕГЭ создана иллюзия возможности получения полноценного бесплатного высшего образования на основе результатов ЕГЭ. На самом деле, все обстоит с точностью до наоборот. Во­первых, из 800 тысяч участвовавших в ЕГЭ в 2004 году 100 баллов получили всего 257 человек. Это говорит либо о некорректности составленных тестов, либо о резком падении уровня школьного образования».

Для того чтобы объективно разобраться в ситуации, мы обратились в Институт общего и среднего образования Российской академии образования, который занимается разработкой программ, учебников, методических рекомендаций для школ и оценивает качество образования.

«15 лет мы ведем международные исследования в России, – говорит Галина Ковалева, кандидат педагогических наук, зав. Центром по КИМам ИОСО РАО. – У нас есть своя точка зрения на то, как должна развиваться система оценки качества образования, каким должен быть экзамен. В своей работе мы используем опыт зарубежных коллег.

Мы подняли пласт, оценивающий умение применять знания при доказательстве, рассуждениях и аргументации. Мы считаем, что измерять надо всесторонне, наши разработки должны способствовать развитию школы, а не только фиксировать результат. Для этого достаточно ответов «А» и «В», но если убрать ответы «С», то это нанесет колоссальный вред школе».

Повысится ли качество?

«Перед Экспериментом по ЕГЭ стояло много целей и задач, – продолжает Галина Ковалева. – Что мы понимаем под повышением качества образования? Говоря о Едином экзамене, мы будем говорить об улучшении результатов обучения детей. Должно уменьшиться количество двоек, увеличиться количество пятерок, т.е. должны повыситься уровень и качество подготовки. В связи с этим наша регулярная проверка знаний является не просто контролем и фиксацией, она позволяет наладить обратную связь со школой, показать реальное положение дел.
Мы измерили уровень подготовки выпускников школ в 2001 – 2003 гг. Результаты эксперимента показали, что 20% учащихся сдавали экзамен по математике на «2». А это120 тыс. детей!

О чем это говорит? Или это завышенный уровень ожидания, или довольно низкий уровень обучения. По результатам экзамена наш Центр составляет детальный аналитический обзор с указанием типичных ошибок и отправляет его в школы. Это позволит учителям и учащимся в следующем году лучше подготовиться к экзамену. Уже в этом году мы зафиксировали значительное улучшение результатов по многим предметам. Если раньше «двоечники» выполняли от 10% до 30% заданий, то теперь – от 15% до 45%.

Благодаря эксперименту впервые состоялась встреча преподавателей ВУЗов и учителей школ. Она проходила в Сочи. Учителя решали задачки, сдавали зачеты. И в ходе этой встречи выяснилось, что многие лучшие школьные учителя не могут решить некоторые задачи. Это проблема многих регионов, которую необходимо решать.

Преподаватели ВУЗов стали заниматься с учителями в системе переподготовки, брать наши отчеты, рекомендации, чтобы понять, что не было усвоено учащимися. И страна увидела, что 50% детей просто безграмотны и с этим надо что­то делать, на это надо реагировать.

Второй важный фактор – это внедрение новой системы оценки знаний учащихся, т.к. по многим предметам у нас не существует объективной системы оценки. При оценке знаний учащегося каждый учитель пользуется своей оценочной схемой. И мы начали разрабатывать серию методических пособий по оценке знаний с четким указанием критериев, по которым должна оцениваться работа.

Затем на примере экзаменационной работы показываем «подводные камни», разрабатываем материал, рассчитанный на учителей школы, готовим новых проверяющих. Уже складывается некая объективная система оценивания знаний, не зависящая от субъектно­объектных отношений учителя – ученика.

Для меня, как руководителя, очень важно, что бы все, что было наработано в предмете, осталось, поэтому сотрудники Центра с большой осторожностью подходили ко всем предметам. За четыре года число заданий стало одинаковым. Например, раньше экзамен по русскому языку состоял из вопросов на правила грамматики и пунктуации. Теперь к ним добавилось эссе. Сначала были полные провалы: 27, 28 место по грамотности! Но, используя разработанную нами методику, теперь все справляются с этой работой. На экзамене по английскому языку мы проверяем письмо, чтение, аудирование, разговорную речь. По истории замахнулись на работу с историческими документами.

Мы отдаем себе отчет в том, что результаты нашей работы оказывают сильное влияние на школьное образование. Мы болеем за школьное образование. Многое зависит от того, как будут развиваться события в дальнейшем. Сейчас создается Институт педагогических измерений, где наша работа будет централизована».

Полярные мнения

Своим мнением по вопросу введения ЕГЭ с нашей газетой поделился Вадим Кукушин, профессор Таганрогского педагогического института, академик Академии педагогических и социальных наук: «Наша страна не может жить без каких­то кампаний. То это «Месячник безопасности на дорогах», то это «Месячник здоровья»… Теперь очередная кампания – ЕГЭ в школе. Иначе эту акцию не назовешь, потому что нет ничего бесчеловечнее, чем тестирование на итоговой аттестации, когда нервы у всех выпускников на пределе.

В традиционном живом общении педагог может помочь разволновавшемуся ученику голосом, улыбкой, нейтральной фразой. А при тестировании? Ученик находится один на один со своими мыслями. ЕГЭ – антигуманная процедура.

Правительство в лице Министерства образования и науки вводит ЕГЭ якобы для большей объективности оценки знаний и упреждения взяточничества. Однако система взяток останется до тех пор, пока учитель средней квалификации будет получать столько же, сколько муниципальный дворник, а профессор будет иметь зарплату сержанта милиции. Даже при ЕГЭ взятки не исключены. К тому же ЕГЭ – это дополнительные поборы с учащихся. Например, весной 2004 года в Ростове­на­Дону ЕГЭ были проведены в три этапа: репетиция районного уровня, репетиция городского уровня, окончательный, официальный ЕГЭ. И на каждый экзамен учащиеся должны были сдавать по 50 руб. для оплаты труда экзаменаторов.

Подводя итог, скажу, что ЕГЭ – это очередное «очковтирательство», на котором делают карьеру одни и «греют руки» другие. Я считаю, что тесты оправданы на любой промежуточной, а не итоговой, аттестации».

Человеческий фактор

Как же быть с широко распространенным мнением о том, что компьютер не может заменить личный контакт учащегося и учителя «глаза в глаза», компьютер не учитывает психологического фактора, волнения? С этим вопросом мы вновь обратились к Галине Ковалевой.

«Ситуация далеко не однозначная. С одной стороны, учитель может настроить, направить ученика, но, с другой стороны, велика вероятность искажения, ведь учитель оценивает знания по своей шкале. Если говорить об объективности в подготовке ученика на выходе, то наш экзамен дает достаточно объективный и надежный результат.

Преподаватели ВУЗов не знают учеников, а им нужно объективно оценить их знания. Здесь не идет речь о «вытаскивании». В ситуации, когда ученик теряется в непривычной обстановке и не может полностью раскрыть себя, может помочь устный опрос. Поэтому мы не считаем, что ЕГЭ должен быть единственным способом оценки знаний выпускников.

В других странах такого нет, там никогда не принимают решений, исходя из результатов одного экзамена, дополнительно прилагаются характеристики и табель. Сейчас много говорят о «портфолио», который мог бы как­то компенсировать недостаточно удовлетворительные результаты ЕГЭ. Мы считаем, что параллельно с ЕГЭ должны существовать и другие способы оценки знаний, помогающие медлительным, впечатлительным детям пройти аттестацию».

– Что Вы думаете о ГИФО (государственные именные финансовые облигации)? Не приведет ли это фактически к платному образованию?

– Я считаю, что ГИФО сразу погубит ЕГЭ, т.к. приведет к приватизации высшей школы. В социальном плане это очень опасный эксперимент. Как правило, высшие баллы получают дети из благополучных, обеспеченных семей. Элита, которая может сама обеспечить себе высшее образование, получит возможность сделать это бесплатно.

– Как в этом году обстоит дело с сельскими школами? Будут ли они готовы к проведению ЕГЭ в 2005 году?

– Эта проблема национального масштаба. У села очень много проблем: пьянство, бедные, плохо оборудованные школы, в которых дети не тестируются. Эта проблема должна решаться на государственном уровне, потому что государство обязано предоставить гражданам равные возможности.

В большинстве стран поступают следующим образом: отслеживают отстающие школы и увеличивают их финансирование, разрабатывают планы индивидуальной работы педагогов с учащимися. За рубежом понимают, что конкурентоспособность страны определяется ее интеллектуальным потенциалом. Все страны уделяют огромное внимание повышению качества образования. Мы отстали от ведущих стран навсегда! Нужно знакомить общественность с реальным положением дел, иначе все останется на прежнем уровне.

Осведомленность – лекарство от стресса

– Экзамен – это стресс для любого человека, но больше всего страшит неизвестность. Планируется ли проведение предварительных экзаменов для школьников, чтобы уменьшить психологический стресс и внушить уверенность в своих силах?

– После того как экзаменационная работа подготовлена и одобрена, она помещается в Интернет на сайте www.ege.ru, где демоверсия открыта для всех. В ней указано, что и как проверяется и сколько времени дается на решение заданий. Мы разрабатываем материал и пробный экзамен для новых регионов для того, чтобы они могли потренироваться. Также имеются фильмы, рассказывающие о проведении экзамена и о правильном заполнении бланков. Для желающих проверить свои знания вводится платное репетиционное тестирование. В регионах будут созданы центры, куда учащийся сможет придти потренироваться.

В чем преимущество экзамена? Он дает возможность оздоровить отношения в обществе, с одной стороны – показать, чему мы научили, а с другой стороны – дает ученику веру в то, что он сам может определять свою судьбу, а не карман его родителя. Конечно, ни один экзамен не может абсолютно объективно оценить подготовку учащегося, но этот экзамен точнее оценивает знания учащихся, и к нему надо готовиться. Мы стараемся коллегиально находить пути совершенствования, работаем совместно с представителями регионов страны, а не просто «спускаем» сверху директивы.

Я не могу сказать, какую форму примет ЕГЭ. Не известно, как примут его ВУЗы. Многие регионы уже приняли эти перемены, но путь к повсеместному внедрению будет, очевидно, очень долгим.

ОКСАНА АЛЕКСЕЕВА

 

 

“Портфолио достижений ученика” будет отражать его творческие, учебные и трудовые способности


«Портфолио достижений ученика» ­ одна из форм индивидуальной оценки знаний учащихся. В «портфеле» фиксируется и накапливается информация о достижениях в различных видах деятельности школьника. Благодаря этому можно судить о его учебных, творческих, трудовых и коммуникативных способностях.

Как отметил руководитель рабочей группы по профильному обучению Минобразования и науки РФ Анатолий Пинский на круглом столе в Федерации Интернет образования, такая форма оценки знаний дополняет стандартизированную форму ЕГЭ. В «портфолио» будет указываться информация о дипломах и сертификатах, полученных школьником во время учебы, сведения о выполненных им работах и проектах, результаты олимпиад и конкурсов.

В течение года эксперимент по введению «портфолио» проводился в 10 регионах. В 2005­2006 учебном году планируется распространить его на все общеобразовательные школы. Оцениваться «портфолио» будет только в 9­х классах при переходе к профильному обучению. Для 10­11­х классов программа еще не разработана. К тому же, по словам А.Пинского, нет унифицированной модели «портфеля», поэтому в каждом регионе могут быть свои требования к его оформлению и оценке достижений школьников. «Такое несоответствие требованиям может повлечь за собой проблемы при поступление ученика в профильную школу другого региона», отметил директор центра дополнительного образования «Новая школа» Владимир Гиршович, по словам, – «Может начаться «погоня» за дипломами и медалями, которая ведется в настоящее время за средним баллом».

Главное отличие новой программы в том, что она показывает не пробелы в знаниях ученика, а его достижения. В связи с этим, подчеркнул А.Пинский, внедрение «портфолио» должно сопровождаться реформированием системы образования в целом, так как в настоящее время она нацелена на выявление ошибок учащихся. К тому же, по мнению доцента факультета психологии МГУ Юлии Бабаевой, необходимо также находить механизмы выравнивания возможностей всех школьников, например, информировать отдаленные школы о проведении всероссийских олимпиад, а также добиваться высокого качества преподавания в школах.

Федерация Интернет-образования, телефон: (095) 247­98­27

АСИ

 

 

 

 

(©) "Жизнь Евразии", 2004. Все права защищены.
e-mail: gazeta@mfo-rus.org
Hosted by uCoz