№ 3 (15) сентябрь-ноябрь 2004 г.

Послезавтра
Второе пророчество Голливуда

Киностудия: “Двадцатый век Фокс”, США, 2004 г.
Режиссер: Роланд Эммерих
В ролях: Дэнис Куэйд, Джейк Джилленхал, Ян Холм и др.

Первым были пронзительные «Страсти Христовы». Распятие Сына Божьего под улюлюканье толпы воспринималось как призыв к человечеству одуматься от все более одолевающих нас ненависти и злобы. Многие не смогли прочитать этого пророчества, списав фильм в разряд «религиозной пропаганды». Теперь Голливуд обращает к нам свой еще более прямолинейный message посредством самого зрелищного жанра – фильма­катастрофы.

То, что Голливуд обожает брать на себя не свойственные кино функции, например, обличителя и предсказателя, давно известно. Как и нескрываемые симпатии представителей «фабрики грез» к представителям демократической партии США, противницы нынешней администрации Белого дома и Президента Буша. Не забывая о прибыли, авторитетные мэтры всегда считали своим долгом заявлять о несогласии с тем или иным аспектом внутренней и внешней политики. Получалось по­разному – когда внятно, вроде «Трех дней «Кондора» или «Всей президентской рати», когда не очень.

В последние годы испытания, перед лицом которых оказалась Америка, вынуждают Голливуд идти на все более откровенные шаги. Трагедия 11 сентября и последовавшие за этим «адекватные действия» в Афганистане и Ираке породили среди американцев неизбежную волну пессимизма, а вместе с нею и желание разобраться, куда идут крупнейшая держава мира и элитный «белый миллиард» населения Земли. Артисты, художники, творческая богема предлагают свои прогнозы на ближайшее будущее, делают пророчества. То, что звучит в фильме «Послезавтра», предрекает гибель Америки.

Фильм открывает тревожное вступление – на американской полярной станции в Антарктиде проводятся очередные замеры ледяного панциря континента. Рутинное задание едва не завершается для полярников трагически – они становятся свидетелями крупнейшего в истории исследований Антарктиды разлома снежного панциря Южного полюса Земли. Чудом спасшийся ученый­метеоролог Джек Холл, выступая на международной конференции, призывает державы мира немедленно приступать к спасению планеты, иначе последствия всемирного потепления будут катастрофическими. По его прогнозам, суровая реальность наступит в течение нескольких ближайших десятилетий. Цифры ученого высмеивает вице­президент США Беккер, которого устраивает нынешнее положение дел.

А тем временем ситуация с погодой и природой становится все более неуправляемой – тревожные сообщения поступают отовсюду. Кадры природных катастроф не сходят с киноэкрана, и постепенно на душе становится «как­то не по себе». Летом начинает выпадать снег в Индии, а на головы удивленных жителей Токио начинает падать со свистом ледяной град. Торнадо сносят дома в Колорадо, землетрясения и шторм парализуют Калифорнию.

На небольшой метеостанции в Шотландии другой метеоролог Тэрри Рапсон практическим путем приходит к тем же выводам, что и Джек Холл. Правда, по его расчетам тот самый Конец Света наступит намного раньше. Через считанные дни.
Наступает послезавтра. Страшная и безумная ярость природной стихии не знает границ и пощады. Гигантские цунами обрушиваются на Нью­Йорк, за считанные минуты превращая его в груды развалин и братскую могилу миллионов людей. Чудовищные смерчи проносятся по Лос­Анджелесу, разваливая пополам здания и унося ввысь машины и людей. Когда стихия замедляет свою смертоносную пляску, залитые водою и разрушенные города начинают замерзать за считанные часы и покрываться льдом и снегом.

Очевидно, что смысл показанного лежит глубже и дальше поразительных по своей мощи спецэффектов. Сцены разрушения за считанные часы настоящей Империи, Колосса, который казался неуязвимым, воспринимаются как пророчество. Или как предупреждение. Звоночек, раздавшийся у двери «белой цивилизации», слишком уверовавшей в преимущества своих технологий и привыкшей к неге и удобству. Этот явно читаемый подтекст фильма добавляет в сюжет трагизма, драматичности, отчего «Послезавтра» только выигрывает.

Безусловно, на высшем уровне спецэффекты и то, что мы называем entertainment. Эпизоды с гибелью городов, масштабные кадры стихийных бедствий выглядят настолько реалистично, что не сразу­то и догадаешься, что все это – плод фантазии голливудских кудесников. Мастерам спецэффектов удалось создать и несколько образов, которые наверняка войдут в историю мирового кино. Наподобие вихря, который сносит буквы надписи «Hollywood» на одном из холмов Лос­Анджелеса. Или брошенного экипажем корабля, который по причудливой воле волн и течения вплыл в залитый цунами Нью­Йорк и со скрипом двигается по его улицам.

К плюсам можно отнести и отсутствие обычно неизбежного в фильмах о мировых катаклизмах «русского момента». В фильме нет ни русских, говорящих на ломанном английском и одетых в фуфайки и валенки, ни «клубнички», которая почему­то неизбежна при демонстрации Голливудом жизни нашей восточной соседки.

Теперь о минусах. Их, к сожалению, достаточно для того, чтобы обрушиться с критикой на создателей фильма. Главный – это стремление режиссера и продюсера Роланда Эммериха «и рыбку съесть, и штаны не ободрать»: демонстрация многочисленных сцен гибели миллионов людей чудесным образом обходится без единой капельки крови! Конечно, хорошо, что трагедию американцев нам не детализируют и избегают шокирующих кадров. Но с другой стороны, «пафосно­обтекаемый гуманизм» таких эпизодов нивелирует весь message фильма, исключая из набора зрительских эмоций сопереживание и сочувствие. Как следствие, полного контакта зрительного зала с лентой не происходит – смерть Америки воспринимается как набор эффектных картинок и не более того.
Подвел и хронометраж фильма: уж если и рассказывать о событии, которое навсегда изменило картину современного мира и покрыло ледяным панцирем всю поверхность Земли от Северного полюса до Мексики и африканского экватора, то отведенных на фильм 124 минут явно маловато!

И последнее. Первоначально рабочее название будущего фильма звучало как «Завтра» – таким образом постановщики хотели подчеркнуть то, что непоправимые катаклизмы могут обрушиться на Землю совсем скоро. Затем было решено переиначить фильм на «Послезавтра». Голливуд решил дать всем нам дополнительный день. Воспользуемся ли мы таким шансом?

Евгений ЛЕВИК
Эстония


Темы диссертаций и их «истинное» значение


 

 

 

 

(©) "Жизнь Евразии", 2004. Все права защищены.
e-mail: gazeta@mfo-rus.org
Hosted by uCoz