![]() ![]() ![]() |
|
![]() ![]() ![]() |
|
|
Содержание |
||||
ШколаСемьяЧто происходит с
любовью после свадьбы? МолодежьПреступление и наказание
несовершеннолетних РебенокШкольные стрессы По странам Евразии Край легенд, ЧеловекВеликий чешский
брат ОбществоИнтересно Досуг Послезавтра
|
Школьные стрессы![]() ОЛЕСЯ МАНОЛОВА Школьные годы чудесные… Обращаясь ко времени, проведенному в школе, можно с уверенностью сказать,
что здесь ребенок, подросток, молодой человек вседневно находится в
эпицентре событий, отношений, является автором собственных усилий и
поступков, участником и исполнителем образовательных и воспитательных
программ. Родители часто обращаются к психологу с вопросом, возможно ли уберечь ребенка от стресса. В качестве основных стрессовых ситуаций родителями воспринимаются подготовка к экзаменам, непосредственно экзаменационная ситуация, переход ребенка в другую школу и т.д. Необходимо отметить, что посильные или продуманные нагрузки, соотносимые с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка, не только не причиняют ему вред, но и выступают в качестве мобилизующего элемента в развитии школьника. Такой результат совладения со стрессовой ситуацией называется «эустрессом». Подросток субъективно испытывает подъем творческих сил, повышаются его физическая активность, выносливость, он взрослеет как личность. Однако если нагрузки и требования в школе велики, ожидания родственников не соответствуют возможностям ребенка, а так же если в течение длительного времени школьник испытывает постоянное психологическое давление, непонимание или полное безразличие со стороны взрослых, то весьма вероятно, что неблагоприятные условия вызовут реакции дистресса.
Известно, что каждый человек имеет свою индивидуальную переносимость стрессовой ситуации. Для одного экзамен – удовольствие, возможность почувствовать собственную значимость, повысить самооценку, ощутить внимание близких и друзей, для другого – тяжкое бремя. Важно определить, что именно вызывает у ребенка сильнейшие эмоциональные реакции: неуверенность в собственных силах, ожидание наказания, незнание предмета, страх оказаться несостоятельным перед сверстниками, отсутствие навыка выступления перед публикой или просто ребенок не выспался. Интересен опыт групповых занятий школьников при подготовке к письменным
и устным экзаменам, где в дружеской обстановке вырабатываются навыки
самоорганизации, решаются насущные психологические проблемы сложных
ситуаций, вырабатывается индивидуальная программа совладения со стрессом. «Прозрачность» в общении, дух доверия в семье, бережное отношение к жизни, как величайшей ценности, сердечные отношения взрослых между собой, уважение к школе, умение радоваться и удивляться простым житейским мелочам формируют устойчивость подростка к стрессам, позволяют ему ощутить всю красоту и богатство своего уникального жизненного пути. ЕЛЕНА ЛИФИЦ
В первый класс Санька пошел радостно, в ожидании чегото очень нового и оттого интересного. Школы он не боялся. Вопервых, старшая сестра в ней уже училась. Вовторых, летом он серьезно готовился под руководством, пусть и старенькой, но очень доброй сельской учительницы. И та заверила его, что первая учительница всегда самаясамая. Ну почти как мама, только «школьная». И класс Саньке понравился – большой, светлый. Он выбрал себе парту у окна, потому что за ней уже сидела очень симпатичная девочка с кудряшками, которые, как веселые пружинки, прыгали по ее плечам. И от этого настроение становилось просто замечательным. Первые полгода оценок не ставили и на дом заданий не задавали. Все складывалось хорошо. Вот только учительница никак не походила на тот образ, который рисовало Санькино воображение. Нет, она была молодая и красивая, как ему и мечталось, но почемуто совсем не добрая. Впервые мальчишка сделал это открытие, когда Лариса Павловна за хороший ответ назвала его соседку по парте Машу «солнышком», а Гошу, который ошибся, – «червяком». Впоследствии оказалось, что в классе только два «солнышка», а все остальные «червяки»! После нового года в компании последних появился еще один персонаж. А случилось вот что: Костя обозвал одного из «солнышек» «гнилой гнидой». Реакция Ларисы Павловны на это последовала незамедлительно. После урока весь класс был поставлен по стойке «смирно», а виновник принес свои извинения. Публично. Инцидент, казалось бы, можно было считать исчерпанным, но… «А сейчас, – сказала молодая и красивая первая учительница, – каждый из вас должен обозвать Костю так же, как он назвал своего одноклассника». И весь класс, в порядке очереди, бездумно и послушно приступил к выполнению «школьного задания». Когда же очередь дошла до Саньки, он решительно воспротивился. Ну не считал он, что Костя заслужил такой позор. Однако Лариса Павловна думала иначе: «Шевельков, я жду!» Санька посмотрел в глаза учительнице, набрал побольше воздуха для храбрости и громко сказал; «Лариса Павловна, я никогда не буду обзывать Костю. Ведь он уже извинился. Я не согласен с вашим решением». Тишину, наступившую в классе, нарушил звонок на следующий урок. А через два месяца мама повела Саньку на прием к психологу. Нет, не потому, что ее встревожило его душевное состояние, а потому, что ей хотелось, чтобы ее сыну помогли стать «ТАКИМ, КАК ВСЕ». Ибо за это время он так и не признал правоты своей учительницы, которая, обращаясь к провинившемуся когдато Косте, называла его не иначе, как «гнилая гнида». И если вы, читатели, думаете, что все это фантастика, то вы ошибаетесь. Эта история действительно произошла в одной из школ в этом году. Имена действующих лиц по понятным причинам изменены.
Чем объясняется недостаток внимания и гиперактивность у детей? Об этом ученые спорят уже много лет. Некоторые утверждают, что такие поведенческие отклонения являются результатом передающегося по наследству синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который надо лечить психотропными средствами. Другие считают это явление одной из болезней цивилизации, с которой следует бороться не медикаментами, а при помощи психотерапии и правильной системы воспитания. В настоящее время термином СДВГ обозначаются практически все поведенческие отклонения: от неуравновешенных, агрессивных детей, до неосмотрительных растяп и мечтательных разинь. Всех их объединяет неспособность сконцентрироваться, беспокойное поведение и очень импульсивная реакция. Выполнять домашние задания, спокойно сидеть, слушать когото – все это удается им с трудом. Между тем, страдающие СДВГ дети ничуть не глупее, чем полностью здоровые, просто изза нарушений в поведении они не могут полностью использовать свой потенциал. Причина в нарушении обмена веществ головного мозга Причины СДВГ до сих пор полностью не изучены. Предполагается, что они лежат в ошибочной обработке информации головным мозгом, обусловленной нарушениями обмена веществ. Изза этих нарушений мозг не может регулировать, фильтровать поток информации и на ребенка обрушивается шквал впечатлений и импульсов, с которыми он не может справиться, что и вызывает у него ослабленное внимание, импульсивность, гиперактивность. Что может "Риталин"? Американский профессорпсихиатр Рассел Баркли – является одним из самых известных сторонников психотропного препарата “Риталин”. По оценке Баркли, этот медикамент получает сегодня только половина тяжело больных, и виноваты в этом, как он считает, СМИ, которые сильно приуменьшают опасность этой болезни. В начале 2002 года Баркли и еще 75 ученых опубликовали заявление, в котором говорится: “Нет никакого сомнения в том, что СДВГ ведет к серьезному ухудшению умственных способностей и наносит таким образом большой ущерб страдающим этим синдромом”. Баркли считает, что синдромом дефицита внимания и гиперактивности объясняются не только отставание детей в школе, но и склонность к наркомании и преступной деятельности. СДВГ болезнь цивилизации? По данным профессора педагогики из Дармштадта Манфреда Герспаха (Manfred Gerspach), 25 лет назад по всей Германии "Риталином" лечилось 400 детей, а сегодня от 20 до 50 тысяч. Герспах считает, что причина болезни не в нарушении функций мозга, а в изменениях, произошедших в обществе родители уделяют своим детям недостаточно внимания, дети мало двигаются и много сидят за телевизором и компьютером. Терапевт из Ганновера Вольфганг Бергманн (Wolfgang Bergmann) считает,
что психотропные препараты являются наихудшим средством для лечения
СДВГ. "После принятия "Риталина" дети несколько часов
чувствуют себя отлично, а потом опять возвращаются к прежнему состоянию.
Эти постоянные колебания препятствуют стабилизации”, утверждает Бергманн.
На его взгляд, медикаменты способны помочь лишь очень немногим детям.
|
|
|
|
(©) "Жизнь Евразии", 2004. Все права защищены. e-mail: gazeta@mfo-rus.org |