№ 3 (15) сентябрь-ноябрь 2004 г.

Школьные стрессы

ОЛЕСЯ МАНОЛОВА
Институт психологии РАН

Школьные годы чудесные…
Так поется в песне. И, наверное, каждый из нас может вспомнить трудные, радостные, прекрасные минуты, часы, дни, которые подарила нам школа. Школьные годы – незабываемая пора формирования, проверки и закрепления человеческих ценностей, пора взросления, первого опыта самостоятельности, испытания собственных чувств, воли, оформления индивидуального характера, собственного «Я».

Обращаясь ко времени, проведенному в школе, можно с уверенностью сказать, что здесь ребенок, подросток, молодой человек вседневно находится в эпицентре событий, отношений, является автором собственных усилий и поступков, участником и исполнителем образовательных и воспитательных программ.
Быстрый биологический рост, активное физическое созревание, гормональные подвижки характеризуют весь школьный период. Ребенок испытывает колоссальные учебные, психологические нагрузки – его память, мышление, внимание, эмоциональные процессы вовлечены в постоянную работу.

Родители часто обращаются к психологу с вопросом, возможно ли уберечь ребенка от стресса. В качестве основных стрессовых ситуаций родителями воспринимаются подготовка к экзаменам, непосредственно экзаменационная ситуация, переход ребенка в другую школу и т.д.

Необходимо отметить, что посильные или продуманные нагрузки, соотносимые с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка, не только не причиняют ему вред, но и выступают в качестве мобилизующего элемента в развитии школьника. Такой результат совладения со стрессовой ситуацией называется «эустрессом». Подросток субъективно испытывает подъем творческих сил, повышаются его физическая активность, выносливость, он взрослеет как личность.

Однако если нагрузки и требования в школе велики, ожидания родственников не соответствуют возможностям ребенка, а так же если в течение длительного времени школьник испытывает постоянное психологическое давление, непонимание или полное безразличие со стороны взрослых, то весьма вероятно, что неблагоприятные условия вызовут реакции дистресса.

К признакам дистресса можно отнести следующие проявления в поведении сына или дочери: ребенок, приходя домой, испытывает сильное возбуждение или, наоборот, замыкается в себе, отказывается от любимых занятий, жалуется на головную боль, переутомление, болезненные ощущения в области живота, у него развиваются вялость, апатия, изменяется схема сна, эмоционально значимые слова вызывают ощущение дискомфорта, напряжение, ребенок становится плаксивым, в его поведении с родными появляются агрессивные, не свойственные ему реакции, продуктивная деятельность нарушается.

Известно, что каждый человек имеет свою индивидуальную переносимость стрессовой ситуации. Для одного экзамен – удовольствие, возможность почувствовать собственную значимость, повысить самооценку, ощутить внимание близких и друзей, для другого – тяжкое бремя. Важно определить, что именно вызывает у ребенка сильнейшие эмоциональные реакции: неуверенность в собственных силах, ожидание наказания, незнание предмета, страх оказаться несостоятельным перед сверстниками, отсутствие навыка выступления перед публикой или просто ребенок не выспался.

Интересен опыт групповых занятий школьников при подготовке к письменным и устным экзаменам, где в дружеской обстановке вырабатываются навыки самоорганизации, решаются насущные психологические проблемы сложных ситуаций, вырабатывается индивидуальная программа совладения со стрессом.
Нельзя и не нужно пытаться оградить своего сына или дочь от важных для него, ответственных испытаний, какими бы они ни были. Богатство эмоций, их разнообразие составляет красоту и богатство его жизни. Необходимо научить ребенка соизмерять свои силы при выборе цели, изучать возможные последствия, анализировать свои и чужие ошибки.

«Прозрачность» в общении, дух доверия в семье, бережное отношение к жизни, как величайшей ценности, сердечные отношения взрослых между собой, уважение к школе, умение радоваться и удивляться простым житейским мелочам формируют устойчивость подростка к стрессам, позволяют ему ощутить всю красоту и богатство своего уникального жизненного пути.


«Таким, как все...»

ЕЛЕНА ЛИФИЦ

«В воспитании все дело в том – кто воспитатель». Слова не мои – Дмитрия Писарева. Но я голосую «за» обеими руками. Чудесные школьные годы в процессе развития постперестроечной эпохи иногда превращаются в чудовищные. И не столько для детей, сколько для их родителей. «Вступительные» взносы в наших школах колеблются в пределах от одной до пятидесяти тысяч рублей. Но и детям, надо признать, тоже достается. Жизнь, заключенная в пределы школьных коридоров и классов, сталкивает их порой с проблемами, скорее, общечеловеческими, нежели детскими.

В первый класс Санька пошел радостно, в ожидании чего­то очень нового и оттого интересного. Школы он не боялся. Во­первых, старшая сестра в ней уже училась. Во­вторых, летом он серьезно готовился под руководством, пусть и старенькой, но очень доброй сельской учительницы. И та заверила его, что первая учительница всегда самая­самая. Ну почти как мама, только «школьная».

И класс Саньке понравился – большой, светлый. Он выбрал себе парту у окна, потому что за ней уже сидела очень симпатичная девочка с кудряшками, которые, как веселые пружинки, прыгали по ее плечам. И от этого настроение становилось просто замечательным.

Первые полгода оценок не ставили и на дом заданий не задавали. Все складывалось хорошо. Вот только учительница никак не походила на тот образ, который рисовало Санькино воображение. Нет, она была молодая и красивая, как ему и мечталось, но почему­то совсем не добрая.

Впервые мальчишка сделал это открытие, когда Лариса Павловна за хороший ответ назвала его соседку по парте Машу «солнышком», а Гошу, который ошибся, – «червяком». Впоследствии оказалось, что в классе только два «солнышка», а все остальные «чер­вя­ки»!

После нового года в компании последних появился еще один персонаж. А случилось вот что: Костя обозвал одного из «солнышек» «гнилой гнидой». Реакция Ларисы Павловны на это последовала незамедлительно. После урока весь класс был поставлен по стойке «смирно», а виновник принес свои извинения. Публично. Инцидент, казалось бы, можно было считать исчерпанным, но…

«А сейчас, – сказала молодая и красивая первая учительница, – каждый из вас должен обозвать Костю так же, как он назвал своего одноклассника». И весь класс, в порядке очереди, бездумно и послушно приступил к выполнению «школьного задания». Когда же очередь дошла до Саньки, он решительно воспротивился. Ну не считал он, что Костя заслужил такой позор. Однако Лариса Павловна думала иначе: «Шевельков, я жду!»

Санька посмотрел в глаза учительнице, набрал побольше воздуха для храбрости и громко сказал; «Лариса Павловна, я никогда не буду обзывать Костю. Ведь он уже извинился. Я не согласен с вашим решением». Тишину, наступившую в классе, нарушил звонок на следующий урок.

А через два месяца мама повела Саньку на прием к психологу. Нет, не потому, что ее встревожило его душевное состояние, а потому, что ей хотелось, чтобы ее сыну помогли стать «ТАКИМ, КАК ВСЕ». Ибо за это время он так и не признал правоты своей учительницы, которая, обращаясь к провинившемуся когда­то Косте, называла его не иначе, как «гнилая гнида».

И если вы, читатели, думаете, что все это фантастика, то вы ошибаетесь. Эта история действительно произошла в одной из школ в этом году. Имена действующих лиц по понятным причинам изменены.


Гиперактивность:
болезнь или результат неправильного воспитания?


По данным ученых, от 2 до 20 процентов детей в возрасте от 6 до 16 лет в той или иной степени страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Чем объясняется недостаток внимания и гиперактивность у детей? Об этом ученые спорят уже много лет. Некоторые утверждают, что такие поведенческие отклонения являются результатом передающегося по наследству синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который надо лечить психотропными средствами. Другие считают это явление одной из болезней цивилизации, с которой следует бороться не медикаментами, а при помощи психотерапии и правильной системы воспитания.

В настоящее время термином СДВГ обозначаются практически все поведенческие отклонения: от неуравновешенных, агрессивных детей, до неосмотрительных растяп и мечтательных разинь.

Всех их объединяет неспособность сконцентрироваться, беспокойное поведение и очень импульсивная реакция. Выполнять домашние задания, спокойно сидеть, слушать кого­то – все это удается им с трудом. Между тем, страдающие СДВГ дети ничуть не глупее, чем полностью здоровые, просто из­за нарушений в поведении они не могут полностью использовать свой потенциал.

Причина в нарушении обмена веществ головного мозга

Причины СДВГ до сих пор полностью не изучены. Предполагается, что они лежат в ошибочной обработке информации головным мозгом, обусловленной нарушениями обмена веществ. Из­за этих нарушений мозг не может регулировать, фильтровать поток информации и на ребенка обрушивается шквал впечатлений и импульсов, с которыми он не может справиться, что и вызывает у него ослабленное внимание, импульсивность, гиперактивность.

Что может "Риталин"?

Американский профессор­психиатр Рассел Баркли – является одним из самых известных сторонников психотропного препарата “Риталин”. По оценке Баркли, этот медикамент получает сегодня только половина тяжело больных, и виноваты в этом, как он считает, СМИ, которые сильно приуменьшают опасность этой болезни. В начале 2002 года Баркли и еще 75 ученых опубликовали заявление, в котором говорится: “Нет никакого сомнения в том, что СДВГ ведет к серьезному ухудшению умственных способностей и наносит таким образом большой ущерб страдающим этим синдромом”. Баркли считает, что синдромом дефицита внимания и гиперактивности объясняются не только отставание детей в школе, но и склонность к наркомании и преступной деятельности.

СДВГ ­ болезнь цивилизации?

По данным профессора педагогики из Дармштадта Манфреда Герспаха (Manfred Gerspach), 25 лет назад по всей Германии "Риталином" лечилось 400 детей, а сегодня ­ от 20 до 50 тысяч. Герспах считает, что причина болезни не в нарушении функций мозга, а в изменениях, произошедших в обществе ­ родители уделяют своим детям недостаточно внимания, дети мало двигаются и много сидят за телевизором и компьютером.

Терапевт из Ганновера Вольфганг Бергманн (Wolfgang Bergmann) считает, что психотропные препараты являются наихудшим средством для лечения СДВГ. "После принятия "Риталина" дети несколько часов чувствуют себя отлично, а потом опять возвращаются к прежнему состоянию. Эти постоянные колебания препятствуют стабилизации”, ­ утверждает Бергманн. На его взгляд, медикаменты способны помочь лишь очень немногим детям.

Немецкая Волна

 

 

 

 

 

(©) "Жизнь Евразии", 2004. Все права защищены.
e-mail: gazeta@mfo-rus.org
Hosted by uCoz