№ 3 (15) сентябрь-ноябрь 2004 г.

Великий чешский брат

Ежегодно в самом начале октября Россия отмечает праздник, который не сопряжен с массовыми гуляниями и демонстрациями, но отнюдь не менее значим, чем любой «красный день» календаря – День учителя. К тому же осень – это время, когда миллионы школьников, студентов и педагогов возвращаются в школы и ВУЗы после летних каникул. Поэтому эту рубрику мы посвятили человеку, которого называют отцом педагогики или педагогом всех времен и народов – Яну Амосу Коменскому.

Итак, гениальный сын чешского народа, педагог­классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель, патриот, демократ­гуманист и самоотверженный борец за мир Ян Амос Коменский (1592­1670) принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократии, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, пламенную любовь к родине, оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение национальных прав всех народов. Он боролся за прекращение всех войн и установление всеобщего мира на земле. Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократии и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день остается актуальным и необходимым.

Наш герой родился в 1592 году в местечке Нивнице, находящемся недалеко от моравского города Угерский Брод. Его отец, Мартин, имел собственную мельницу, был довольно образованным человеком, хорошо знал Библию и, будучи активным членом секты "Чешские братья", проводил в народе большую просветительскую работу. В 1604 г. на Яна обрушилось первое несчастье: во время эпидемии умерли его отец, мать и два брата. У Коменского осталась единственная сестра – Маргарита. Сиротам назначили опекунов, но Ян уже не мог продолжать начатую учебу и лишь изредка посещал школу. В 1604 г. Коменского взяла к себе в г. Стражнице его тетка по линии отца. Она отдала его в местную школу "братьев", и в ней он проучился один год. В 1605 г. Стражнице захватили венгерские войска и почти полностью сожгли его. Коменский был вынужден вернуться в Нивнице. В 1609 г. он поступил в латинскую школу г. Пшерова, которую закончил с отличием. Так как он пошел в эту школу уже в достаточно зрелом возрасте (ему было 16 лет), то он смог серьезно и самостоятельно оценить ее достоинства и недостатки. И хотя латинские школы считались передовыми, но и они были проникнуты схоластически­догматическим духом. Позднее годы, проведенные в этой школе, Коменский во многом считал потерянным временем. Он на себе испытал полную непригодность существовавшей системы воспитания и обучения, и у него уже тогда зародилась мысль о необходимости улучшения системы народного образования. В дальнейшем эта идея стала девизом его жизни.

Община «Чешские братья» отправила Коменского в Германию для получения высшего образования. В 1611 г. Коменский поступает на богословский факультет Герборнского университета. Годы, проведенные в Герборнском университете (1611­1613), оказали большое влияние на становление мировоззрения Коменского. В феврале 1613 года Коменский заканчивает Герборнский университет и едет в Амстердам.

Весной 1614 г. Коменский возвращается на родину. Его назначают руководителем Пшеровской братской школы. С этого времени начинается новый этап в жизни Коменского. Он с большим увлечением работает в любимой школе и очень много делает для облегчения обучения. Он пишет такие работы, как "Правила более легкой грамматики" и "Письма к небу". В 1618 г. община "Чешские братья" назначает Коменского пастырем­проповедником в г. Фульнек в Северной Моравии, где он одновременно руководит братской школой. В этом же году он женится на падчерице бургомистра г. Пшерова Магдалине Визовской, ставшей Коменскому большим другом и помощником. Известно, что Коменский много сделал для улучшения жизни населения Фульнека, особенно бедняков, и внес большие изменения в работу Фульнекской школы. После победы, одержанной в 1620 г. в битве у Белой горы, Габсбурги казнили многих патриотов, а вскоре добрались и до Фульнека. Коменскому, как активному протестанту, стало небезопасно оставаться здесь. С этого времени начинается тяжелый период скитаний и жизни на нелегальном положении. Одна беда следует за другой. В 1621 г. в Фульнеке католики сожгли его дом вместе с огромной библиотекой, в которой хранилось много ценных рукописей. А в 1622 г. занесенная испанскими войсками чума унесла жизни его жены Магдалины и обоих детей. Однако это горе не сломило волю великого патриота, и своим личным примером он вселял в души своих многострадальных соотечественников оптимизм и волю к сопротивлению.

Коменский покидает Моравию и скрывается в маленьком г. Брандисе, где пишет роман­трактат философско­социальной направленности "Лабиринт света и рай сердца". В этой работе он критикует феодальные отношения и феодальное общество. В 1624 г. в Брандисе Коменский знакомится с дочерью епископа Марией­Доротеей и женится на ней. Весной 1625 г. Коменского отправляют в Польшу для выяснения возможности предоставления чехам прибежища в этой стране. После возвращения на родину он ведет активную пропаганду, призывая к освобождению отечества. Летом 1626 г. Коменский с женой и тестем укрываются в северо­восточной Чехии, в Биле­Тржемешне, в замке чешского помещика Иржи Садовского. Здесь он пишет дидактическую работу на чешском языке, которая определила круг основных вопросов дидактики и их решение в "Великой дидактике". В 1628 году по указу германского императора все чехи­протестанты были изгнаны из страны. Часть их, в том числе и Коменский, переселилась в польский город Лешно. Здесь он прожил с перерывами 28 лет, написав ряд замечательных педагогических работ, слава о которых разошлась по всему миру. Кроме книги, получившей название «Великая дидактика», в Лешно Коменским было написано первое в мире пособие для родителей «Материнская школа», в котором рассказывается о воспитании детей в семье, а также создан целый ряд учебников: «Открытая дверь языков», «Физика», «Астрономия».

Еще при жизни к Коменскому пришли европейская слава и признание. Но лишь Англия смогла в полной мере оценить “теоретическую новизну и практическую значимость” “Великой дидактики”. Ведь именно в это время ее отважные, неудержимые флибустьеры прибирали к рукам необъятные и несметно богатые заморские территории, включая Америку, а для их освоения, колонизации ой как были нужны отлично подготовленные кадры администраторов, миссионеров, фермеров, строителей, шерифов, полицейских, флотского и армейского комсостава, матросов, солдат и, конечно, учителей, с помощью которых еще древние римляне закрепляли все свои воинские победы. Поэтому, едва дождавшись завершения Коменским (в 1638 г.) перевода “Великой дидактики” с чешского оригинала на общепринятую в тогдашнем ученом мире латынь, парламент Его Величества (по предложению самого Бэкона Веруламского), не скупясь ни на какие пожертвования в пользу протестантской “Общины чешских братьев” (Коменский был в ней епископом, а по совместительству директором школы и преподавал почти все науки), немедленно (в 1640 г.) пригласил его в Лондон для “осуществления своих великих планов” и научной переподготовки английских работников образования. В Лондоне Коменский проработал целый год. Его британские “курсанты” оказались очень старательными и смышлеными учениками. Они на пятерку с плюсом усвоили новую, сказочно эффективную науку образования и внедрили ее не только у себя, но и распространили по всему миру. В 1642 г. английские переселенцы высадились на берегу Массачусетского залива в Америке. Там они основали свое первое поселение и построили (в 1644 г.) первую американскую школу по “типовому проекту” гениального педагогического архитектора, которая и положила начало триумфальному маршу “Великой дидактики” по всему Новому свету.

В 1650 году его пригласили в Венгрию для помощи в совершенствовании образования. Там он пытался реализовать свою идею создания школы нового типа: она должна была иметь семь последовательных классов со своими комнатами, учителями и учебниками. В каждом классе планировалось 1200 часов учебных занятий в год, выделялось время для игр, предусматривались выходные дни и каникулы. Хотя Коменскому и не удалось создать семиклассную школу полностью (были открыты только первые три класса), можно сказать, что он разработал модель школы, которая в модифицированном виде сохранилась до настоящего времени. Здесь же, в Венгрии, Коменский завершил свой замечательный труд «Мир чувственных вещей в картинках». Это был первый в истории человечества учебник, в котором иллюстрации использовались для облегчения усвоения учебного материала. За четыре года (1650—1654), кроме «Мира чувственных вещей в картинках», он написал ряд небольших педагогических работ, посвященных организации работы школы и методам обучения в самом широком смысле слова.

В 1654 году Коменский, являвшийся главой лешненской общины чешских братьев, вернулся в Лешно. Однако в ходе начавшейся войны между Польшей и Швецией город был разрушен, все имущество Коменского, включая рукописи, погибло, а сам он нашел пристанище в Амстердаме. Здесь его приняли с большим почетом как знаменитого педагога, автора замечательных учебников и методических трудов. В Амстердам Коменский приехал в августе 1656 года, а в 1657 году по решению сената было издано собрание его дидактических трудов в четырех частях. Выход в свет собрания дидактических сочинений Коменского явился эпохальным событием в истории педагогики. В Амстердаме Коменский много работал над завершением своего капитального труда, начатого еще в 1644 году и названного «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих». В этой работе Коменский сделал попытку наметить план реформы человеческого общества, причем основную роль он отводил воспитанию и образованию. Первые части этого труда («Панегерсия» — всеобщее пробуждение и «Панавгия» — всеобщее озарение) были изданы в Амстердаме в 1662 году, рукописи же остальных пяти частей были утеряны и найдены только в 30­х годах XX века в Германии. Весь же огромный труд, объемом около полутора тысяч страниц большого формата, впервые увидел свет в 1966 году в Чехословакии. Последние годы своей жизни Коменский посвятил борьбе за мир, призывая при урегулировании возникающих между народами конфликтов руководствоваться принципами доброй воли и не применять силу. Умер Коменский 15 ноября 1670 г. в Амстердаме, вдали от родины.

Над рубрикой работала Туяра НАЗАРОВА

 

 

 

 

 

(©) "Жизнь Евразии", 2004. Все права защищены.
e-mail: gazeta@mfo-rus.org
Hosted by uCoz