№ 14 (2) июль-август 2004 г.
На главную На главную    

На главную


Права человека в России: взгляд извне

Фото: Олег ЕрмоловС 1997 года Госдепартамент США ежегодно публикует доклады о ситуации с правами человека. Причина подготовки подобных докладов заключается в следующем: в середине 1970-х годов Конгресс включил в законодательство США положение, обязывающее Соединенные Штаты при проведении своей внешней и торговой политики учитывать ситуацию с правами человека в различных странах мира. Основываясь на данных, полученных из докладов Госдепартамента, американские законодатели принимают решения о предоставлении помощи тем или иным государствам.

Информация для доклада отбирается посольствами США из материалов, получаемых от органов власти исследуемых стран, юристов, журналистов, неправительственных организаций, ученых и профсоюзов. Кроме того, для проверки полученной информации используются данные международных организаций и собственные базы данных. Госдепартамент США заявляет, что при подготовке докладов его сотрудники старались дать всей соответствующей информации как можно более объективную, тщательную и справедливую оценку.

Мы предлагаем краткие выдержки из этого доклада, посвященные России.
Несмотря на то, что правительство, в общем и целом, уважало права своих граждан, общее поведение правительства в отношении прав человека ухудшилось. Имелись достоверные сообщения о том, что сотрудники правоохранительных органов неоднократно прибегали к пыткам. Часто подобные действия оставались безнаказанными.

В 2003 году страны бывшего СССР сталкивались со схожими проблемами в области защиты прав человека. Некоторые из них, например, такие, как "дедовщина", беспредел и жестокость правоохранительных органов и спецслужб, коррупция, ограничение свободы вероисповедания, тяжелейшие условия в местах лишения свободы и т.д., достались в наследство от эпохи развитого социализма.

Давление со стороны правительства по-прежнему ограничивало свободу и независимость ряда средств массовой информации, особенно основных национальных телевизионных сетей и региональных средств массовой информации. Это привело к ликвидации последней крупной негосударственной телевизионной станции. Однако следует признать, что средства массовой информации по-прежнему представляют широкий спектр мнений и взглядов на происходящие события.

Власти, прежде всего на местном уровне, ограничивали свободу собраний и деятельность некоторых религиозных групп. Осталась проблема дискриминации некоторых религиозных меньшинств, их преследование и применение в отношении них насилия. Местные органы власти ограничивали свободу передвижения граждан, прежде всего путем отказа в выдаче людям из других районов страны разрешений на постоянное проживание. Государственные институты, предназначенные для защиты прав человека, оказались сравнительно слабыми, но оставались активными и действовали публично. Этнические меньшинства сталкивались с широко распространенной дискриминацией со стороны правительства и общества, а иногда имели место случаи насилия.

С начала второй войны в Чечне (октябрь 1999 года) федеральные власти ввели ограничения на доступ журналистов в зоны военных действий. Большинство журналистов и редакторов, судя по всему, стало применять самоцензуру и избегало писать на темы, неудобные для правительства применительно к этому конфликту. Эти ограничения крайне затруднили проведение независимого наблюдения за событиями и проверку получаемых сообщений. Однако группы по защите прав человека, имеющие в Чечне своих штатных сотрудников, продолжали информировать общественность о фактах нарушения прав человека и зверствах со стороны федеральных сил. Чеченские боевики также серьезно нарушали права человека. Они убивали мирных граждан, отказывавшихся помогать им, использовали их в качестве "живых щитов", заставляли строить укрепления и не позволяли беженцам покидать Чечню. В нескольких случаях чеченские бойцы убивали престарелых российских гражданских лиц, по-видимому, по той единственной причине, что они были русскими.

Многие группы религиозных меньшинств и НПО (неправительственные организации) жаловались на то, что, по их мнению, представляет собой сговор между Русской Православной Церковью (РПЦ) и государством. РПЦ во все большей степени пользуется статусом, приближающимся к официальному. Многие религиозные деятели полагают, что РПЦ сыграла определенную роль в отмене виз, имевшихся у иностранных религиозных деятелей неправославных вероисповеданий.

Вашингтон ПроФайл


Отношение россиян к милиции
Канада сделала свободу слова преступлением

 

 

ФОБОС: погода в г.Москва

 

 

(©) "Жизнь Евразии", 2004.
Все права защищены.
e-mail: gazeta@mfo-rus.org

Hosted by uCoz