|
||||
|
Содержание |
||||
Третий секторОбщественные
организации обсуждают
тему укрепления семьи Семья и школаБез
школьной скамьи ЭкологияЧеловекСкажите,
мой ребенок - гений? По странам Евразии Страна
безкрайних степей Права человекаПрава
человека в России: взгляд извне РелигияВстреча
двух одиночеств ОбществоДосуг Всадник
по имени Смерть
|
Кто такой гений?Понятие гения бывает обыденным (массовым) и научным. Популярного хоккеиста часто называют гением (или великим) даже при его жизни. Аргументация в данном случае чисто эмоциональная. Научная же трактовка понятия гения совсем иная. Она оформилась к 18 веку, когда определилось представление о человеке как личности (слово "личность" введено в России писателем и историком Н.М.Карамзиным). Романтики возвысили человека, придав слову "личность" сугубо духовный смысл. Особая личность получила название "гениальный"; в ней проявились наивысшим способом заложенные в человеке творческие способности. Они таковы, что человек может открыть законы бытия, доселе неведомые людям (законы движения планет, закон земного притяжения и т.д.). История этих открытий позволяет считать гения посредником между Богом, Творцом Вселенной, и людьми. Гений не только "разгадывает" тайны существующего, но и создает новые миры, прежде всего духовные. Результаты его высшей творческой деятельности — явления такой художественной культуры, которая определяет общие законы развития интеллектуального мира всех людей, способных к ее восприятию. Гений открывает просторы для новых свершений, доступных уже многим. Немецкий философ И.Кант говорит о творческой личности: в ней есть "божественное" и "житейское" начала. Они иногда колоссально противостоят друг другу и не совпадают даже с нормальными созидательными силами в обществе ("Критика способности суждения"). Другой немецкий мыслитель Ф.Шеллинг сказал: "...вечное понятие человека в Боге... есть то, что называют гением; это как бы обитающее в человеке божественное" ("Философия искусства"). Гении составляют целые эпохи в духовной истории человечества, и будущие поколения, идущие вслед за ними, готовы признать за гениями право на первородство, то есть считать гениев родоначальниками новых форм жизни, продолжающимися бесконечно во времени. Если взять лишь художественную культуру, то надо признать, например, за испанцами право называть М.Сервантеса своим национальным гением, за англичанами — В.Шекспира, за немцами — И.Гете, за русскими — А.Пушкина. Разумеется, их интеллектуальный и художественный подвиг не отменяет соответствующих заслуг талантливых людей — не гениев. Биофизики классифицируют человечество по четырем группам: генераторы,
трансформаторы, реализаторы, остальная масса населения. Гении и есть
генераторы, но кто усомнится в том, что без талантов — трансформаторов,
переводящих открытия гениев в разные сферы жизни, невозможен общественный
прогресс да и само существование гениальных идей? То же самое можно
сказать и о реализаторах, настоящих тружениках, воплощающих в конкретные
дела идеи гениев и мысли талантов. Основная же масса населения — та,
которая потребляет достигнутое гениями и талантами, — может быть, и
есть истинный гарант существования того, что дали миру посредники между
Богом и обществом и возможность иметь единомышленников и соратников
в практике бытия. П.А.НИКОЛАЕВ, |
|
(©) "Жизнь Евразии", 2004. |