Иностранный язык - с детства
Речевая
культура — величайшее национальное достояние, ценность каждого народа.
Яркие обычаи, живые традиции, оригинальные творческие идеи, развивающиеся
и воплощенные в речи, раскрываются во всем своем великолепии и своеобразии
для человека, владеющего иностранными языками.
В наше время обучение языку является неотъемлемой частью системного
образования ребенка. В моде — раннее обучение иностранной речи. Как
помочь ребенку соответствовать этому требованию? За комментариями мы
обратились к Олесе Маноловой, научному сотруднику лаборатории психологии
и психофизиологии индивидуальности Института психологии РАН.
— Олеся Николаевна, как Вы думаете, является ли изучение иностранных
языков необходимостью для каждого человека?
— Безусловно. Еще в начале 20-го века считалось нормой свободное владение
двумя-тремя языками. Наши бабушки и дедушки с наслаждением читали романы
в подлинниках, вели оживленную деловую и дружескую переписку на любом
из европейских языков: английском, немецком, французском. И это не считалось
подвигом или чем-то необычным. Испанский, арабский, турецкий, корейский…
Разве плохо знать эти языки, уметь думать, фантазировать, читать и писать
своим близким, друзьям или партнерам по бизнесу? Любовь, карьера, увлечения
получают дополнительный импульс, жизнь личности, несомненно, становится
ярче, богаче, интереснее.
Надо сказать, что барьером в обретении языковой свободы на самом деле
являемся мы сами. Нерациональное отношение к собственному времени, готовность
воспользоваться информационным суррогатом лишают нас возможности восхитительных
открытий, радости самостоятельного изучения и понимания доселе неведомой
культуры.
— Как научить ребенка с раннего возраста говорить на иностранном
языке, и какой возраст является оптимальным для начала обучения?
— Существуют различные авторские и общеизвестные технологии обучения
языкам. При выборе обучающей программы необходимо ориентироваться не
только на дидактику преподавания, но и учитывать задачи обучающегося,
его индивидуальные особенности, такие, как возраст, образовательный
уровень. Своеобразие организации памяти, восприятия человека, индивидуальные
задатки и способности также оказывают влияние на процесс освоения иностранного
языка. Возраст, в котором ребенок восприимчив к иностранному языку,
определяется индивидуальными особенностями ребенка. Обучение языку желательно
начинать не раньше четырех лет, когда малыш уже освоил фонетику, семантику,
грамматику и возможности родной речи.
— Какие трудности ожидают родителей при обучении детей иностранному
языку? Что необходимо знать родителям?
— Язык не является застывшим комплексом знаний. Мы говорим о качестве
усвоения языка в том случае, когда ученик легко ориентируется в окружающей
его действительности. Это означает, что при обучении языку необходимо
соблюдать определенные условия. Если отец с матерью говорят на разных
языках, то они должны договориться, что, например, отец всегда, при
любых обстоятельствах, обращается к ребенку на своем родном языке, а
мама — на своем. Семейное общение, общее речевое поле — не смесь языков,
а всегда только один — тот, который наиболее востребован в окружающей
реальной жизни. Это позволит малышу не только быстрее освоить и закрепить
определенные языковые нормы, но и снизит его тревожность.
То же требование предъявляется и к выбору обучающей программы. Желательно,
чтобы занятия проходили в определенное время, в определенной обстановке,
которая позволит освоить, закрепить знания и отработать навык в их использовании.
Родителям важно помнить, что ребенок обучается не только языку, но и
готов перенимать и воспроизводить стиль, особенности речевого поведения
(тембр голоса, интонации, манеру) своего учителя, его привычки и т.д.
Дидактический материал — книжки, игрушки, пособия — должны быть реалистичными,
соответствовать возрастным нормам восприятия ребенка.
Длительность и форма занятий определяются индивидуальными особенностями
организации памяти, восприятия ребенка, возможностями семьи.
— Все ли дети имеют способность к языкам? Есть ли неспособные
к языкам дети, и как их научить? Нужны ли при этом особенные приемы?
— Чувство языка присуще всем здоровым ребятишкам. Легкость усвоения
языковых программ в детском возрасте поражает. К пяти годам речь ребенка
практически сформирована. Ребенок, помещенный в новую речевую среду,
через полгода уже ничем не отличается от своих сверстников, для которых
данный язык — родной. Важно, чтобы ребенок хотел, чтобы его поняли.
Совместная деятельность взрослого (носителя языковой культуры) и ребенка
позволяет активизировать словарный запас, отшлифовать нюансы коммуникативного
процесса. Несомненно, есть более способные в лингвистическом плане дети.
Им интересен чужой язык не как инструмент общения, а сам по себе — его
строение, законы, особенности.
— Если родители ребенка — представители разных национальностей,
с какого языка начать обучение?
— Владение одним или несколькими иностранными языками в наше время —
явление обычное. Семьи, где супруги представляют разные национальные
культуры, говорят на разных языках, — не редкость. Дети в таких семьях
с раннего детства погружены в атмосферу взаимодействия двух культур.
Напряжение, которое испытывает ребенок, заучивая и усваивая два языка,
компенсируется родительской любовью, нежностью и заботой. С присущей
ему детской непосредственностью и непредвзятостью, малыш готов находить
только хорошее в том, чем его одарила судьба, ведь каждый из взрослых,
на каком бы языке он ни говорил, — родной человек, обожаемый и надежный.
Со временем это качество позволяет человеку быть самостоятельным, свободным
и толерантным к этническим предрассудкам.
Если мама много уделяет времени ребенку, то в семье не встает вопрос
о начале речевого контакта — он предопределен. Мамины песни, мамины
сказки — огромная и прекрасная речевая среда, в которой живет малыш.
Если у мамы нет возможности в полной мере предоставить себя воспитанию
ребеночка, то следует подумать о том, где ему предстоит развиваться
в течение раннего детства. В таком случае желательно, чтобы няня говорила
на языке, который принят в данной культуре.
Беседовала ТУЯРА НАЗАРОВА
Без
школьной скамьи
Лабратория
нравственного образования
Начинайте
с пеленок
Вести
ребенка за руку
|