№ 3 (15) сентябрь-ноябрь 2004 г.

Преступление и наказание несовершеннолетних:
мнение населения и экспертов

Большинство россиян не заметили снижения уровня подростковой преступности за последние два года — такой вывод сделали авторы социологического исследования «Преступление и наказание несовершеннолетних правонарушителей», проведенного в феврале – мае 2004 года в Санкт­Петербурге, Саратове и Ульяновске.

Проблема преступности несовершеннолетних рассматривается с разных точек зрения: самих подростков­правонарушителей и их законопослушных сверстников, родителей, работников правоохранительной системы, населения в целом. Как рассказал директор центра «Социум» (Саратов) Илья Штейнберг, представление жителей о размерах и динамике преступности несовершеннолетних парадоксальным образом отличается от данных официальной статистики. Так, 66% взрослых отметили, что за последние два года подростковая преступность возросла; 18% указали, что она осталась без изменений. Только 3% считают, что она снизилась. Это мнение полностью разделяют подростки. Большинство из них убеждены, что уровень преступности среди несовершеннолетних вырос (67%).

Однако данные статистики показывают обратное: на всей территории России, в том числе в регионах, где проходило исследование, подростковая преступность снизилась: в Санкт­Петербурге с 4,6% (в общем объеме всей преступности) в 1995 году до 2,8% в 2002 году, в Саратовской области – с 7,2% до 5,4%, в Ульяновске изменений не происходило (6%). Это несоответствие, «вызывающее у общественности недоумение», может проявляться по различным причинам, считает И.Штейнберг. Начиная от «недобросовестности» статистики и заканчивая различным подходом к проблеме: статистика указывает на политику государства, а мнение общества, приведенное в исследовании, отражает повседневную жизнь и собственную позицию респондента.

Подавляющее большинство опрошенных (93%) убеждены, что подростки совершают преступления преимущественно в группах; 67% говорят о том, что несовершеннолетние преступники в основном юноши; 86% респондентов считают, что они действуют под влиянием алкоголя или наркотиков. Таким образом, авторы исследования «нарисовали» собирательный портрет несовершеннолетнего преступника: «это юноша из неблагополучной семьи, который в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в группе себе подобных совершает мелкое хулиганство, воровство и драки».

Что влияет на формирование общественного мнения? Исследование предлагает «три источника и три составные части» – это ТВ, печатные СМИ и круг общения. Согласно результатам опроса, ТВ – основной источник информации о подростковой преступности. Так считают 81% законопослушных подростков, 62% условно осужденных и 50% заключенных колоний и учащихся закрытых спецшкол. Сотрудники правоохранительных органов также учитывают информацию СМИ, однако больше склонны доверять служебным источникам информации. «Большинство экспертов придерживаются мнения, что современные СМИ, особенно ТВ, скорее, способствуют, чем препятствуют росту преступности, – говорится в исследовании. – Вопрос о том, «как наше слово отзовется», по мнению наших респондентов, волнует редакции телевизионных каналов в последнюю очередь.

Между тем общество столкнулось с новым явлением, имя которого «Бригада». В этом сериале мы встретились с высоким искусством талантливых актеров, сценаристов, режиссеров, создавших убедительные, привлекательные и дьявольски обаятельные для подростков образы членов организованной преступной группировки. «Волшебная сила искусства» заставила подражать Саше Белому, Космосу и другим «хорошим» бандитам тысячи подростков, играющих в «Бригаду». А многих из них толкнула на преступление не понарошку».

«В СССР существовало мнение, что если ребенок «встал на скользкий путь», то вина за это лежит на семье, улице, школе или милиции. Если «семья и школа» недоглядят, не воспитают и не научат, то за подростка возьмется «улица», – сказал И.Штейнберг. Результаты исследования отчасти подтвердили эту позицию. Около 90% взрослых считают, что ответственность за несовершеннолетних преступников лежит на семье. На второе место примерно 40% подростков и 70% взрослых ставят непосредственное окружение. Третье место “завоевали” местные власти, призванные обеспечивать сферу досуга молодежи (70% – взрослые и 30% – подростки). Вину на сами правоохранительные органы возлагают почти половина опрошенных взрослых (46%), имеющих личный опыт в данном вопросе, и 38% респондентов, представляющих «взгляд со стороны». Более того, общественное мнение оценивает работу этих ведомств крайне негативно. «Двойки» (по пятибалльной системе) были выставлены почти всем службам правоохранительной системы: милиции, детским приемникам­распределителям, СИЗО, закрытым воспитательным учреждениям, судам. Более высокий балл (“тройки”) получили адвокаты.

В качестве первого шага к улучшению ситуации с подростковой преступностью эксперты­авторы исследования призывают «понять ситуацию». «Сегодня ни государство, ни общество не владеют достоверной информацией о реальных масштабах и тенденциях в подростковой преступности, что не позволяет выработать программу действий, адекватную ситуации, – говорится в отчете. – Речь идет о регулярном изучении преступности несовершеннолетних и оценке эффективности принятых мер. Нужен постоянный мониторинг динамики подростковой преступности с единой информационно­аналитической базой».

В опросе участвовали более 2 тыс. респондентов, в том числе эксперты из числа сотрудников правоохранительных органов, работников образования, родителей несовершеннолетних правонарушителей и представителей общественных организаций (100 человек). Результаты исследования были дополнены опросом самих подростков, как “законопослушных”, так и тех, кто состоит на учете в милиции, осужден за преступление и отбывает наказание (около 550 человек).

Координатор исследования – Центр независимых социологических исследований (Санкт­Петербург). Проект поддержан Фондом Форда и посольством Великобритании. Участники проекта: Санкт­Петербургский государственный университет экономики и финансов; Аналитический центр Юрия Левады; Центр социальной политики и гендерных исследований (Саратов); Саратовский государственный технический университет; центр “Социум” (Саратов); научно­исследовательский центр «Регион» (Ульяновск).

АСИ


Фестиваль юных журналистов

В начале августа 2004 года прошел Второй Областной Фестиваль юных журналистов «Гранатовый блокнот­2004», состоявшийся на территории Краснокамского муниципального образования, в районе деревни Шилово на берегу реки Камы. Фестиваль был организован президентом общественной детской и молодежной профессиональной организации Западного региона Пермской области «Союз юных журналистов», главным редактором краснокамской независимой подростково­молодежной газеты «Пик Час» Галиной Петровой.

«Гранатовый блокнот» в этом году был проведен на средства гранта IV областного конкурса социальных и культурных проектов при поддержке пресс­службы губернатора, областного департамента образования, Пермской ассоциации радио и телевидения и регионального отделения Союза журналистов.

Цель фестиваля – возрождение юнкоровского движения, привлечение подростков и молодежи к журналистскому творчеству, воспитание нового поколения юных журналистов с активной гражданской позицией, выявление молодых талантов. Здесь собрались не случайные ребята, а лучшие из лучших, желающие в будущем стать журналистами. В фестивале приняли участие юнкоры из четырнадцати городов и районов Пермской области в возрасте 13­22 лет. На Фестиваль приехали даже юнкоры из Казахстана.

Около 40 молодых людей в течение недели учились журналистике в мастер­классах и выпускали собственные газеты. Фестиваль проходил в условиях, приближенных к экстремальным, т.к. участники жили в палаточном семидневном лагере на природе, и все удобства им приходилось налаживать самостоятельно (разбивка палаток, охрана лагеря, обустройство санузла и кухни, приготовление пищи и прочее).

В программу фестиваля вошли лекции, беседы на темы: «Жанры журналистики», «Культура речи», «Художественные средства выразительности», «Социальная журналистика» и др. Ребята участвовали в написании творческих конкурсных работ, встречались с интересными людьми из разных СМИ Пермской области, посещали творческие мастерские «Газета», «Радио» и «Телевидение». Особенно романтичны были вечерние посиделки у костра, разговоры и песни под гитару.

Фестиваль подтвердил, что юнкорам, как и всем юным дарованиям (танцорам, певцам, художникам), тоже необходимо свое мероприятие, подтверждающее профессиональное мастерство. «Гранатовый блокнот» и стал таким мероприятием, продемонстрировавшим творческие успехи, находки и рост профессионального мастерства. Фестиваль также показал единство духа юных журналистов, серьезность подхода ребят к недетским проблемам, затронутым ими в своих газетах. А их взрослые коллеги увидели в молодой организации путь к решению проблем кадровой политики взрослой журналистики Пермской области.

Завершился фестиваль Учредительным собранием, на котором участники Второго Областного Фестиваля юных журналистов единогласно проголосовали за создание своей профессиональной организации – Союза юных журналистов Пермской области. Контакт: Петрова Галина, тел. (34273) 3-09-91.

Соб. информ.

 

 

 

 

(©) "Жизнь Евразии", 2004. Все права защищены.
e-mail: gazeta@mfo-rus.org
Hosted by uCoz