№ 3 (15) сентябрь-ноябрь 2004 г.

Чем живешь, школа?

Интервью с директором Школы №1302
Свято Людмилой Александровной

Вопрос: Могли бы Вы рассказать об основных направлениях Вашей школы и секрете ее успешности?
– Само понятие успешности весьма субъективное, потому что кто-то под успешностью понимает высокий процент поступления в ВУЗы, кто-то успешность понимает так, что их выпускники могут устроиться на престижную работу, кто-то под успешностью понимает дух школы в целом и каждого отдельного ученика. Мы под этим словом понимаем, скорее всего, последнее, хотя и первое, и второе для нас не безразлично. Нам очень важно, чтобы ребенок, приходя в школу, чувствовал себя комфортно и был окружен вниманием и уважением.

К другим показателям успешной работы образовательного учреждения относятся качество обучения детей, возможность в дальнейшем найти свое место в жизни. Это достигается, прежде всего, общей философией школы, единством учителей, связанных общей идеей психологического благополучия ребенка.

Мы давно работаем по личностно-ориентированным программам, для нас важно, чтобы каждый ребенок развивался индивидуально. Мы изучали систему международного бакалавриата и систему обучения и воспитания учащихся в развитых странах. Сегодня в школе почти 800 детей, и нам хотелось бы, чтобы каждый из них чувствовал себя центром Вселенной.

Целью является не оценить знание ребенка через усредненное балловое выражение, а проследить его рост относительно его собственной траектории. У нас есть ребята, которые занимаются частично экстерном, когда предметы выбираются на старшей ступени по выбору. Это связано и с проблемами третьей ступени образования, когда ребята должны быть нацелены уже на высшую школу, и здесь идет курсовая подготовка и другая работа, которая отнимает массу времени и здоровья у будущего выпускника. Поэтому школа стремится давать базовые знания до 10-го класса включительно, а 11-й класс мы разгружаем за счет введения формы обучения предметам по выбору.

Это одно направление нашей работы. Другое направление – это попытка найти в урочных и внеурочных формах такую возможность, чтобы каждый ребенок смог найти себя. Прежде всего – это проектная деятельность. У одних – это исследовательская направленность, у других – эстетически-художественная, у третьих – режиссерская. Эта деятельность дает возможность ребенку раскрыть свои таланты, доставляет ему радость. Результаты анкетирования показывают, что ребята отдают предпочтение именно такой форме обучения.

Основные составляющие успеха нашей работы – кадровый состав и общешкольная философия. Кроме того, мы привлекаем к работе учащихся, и тогда работа строится не по принципу учитель – ученик – класс, а совместно ученик и учитель.

Вопрос: В любой школе важна помощь родителей. Какую оценку Вы могли бы ей дать?
– Конечно, родители оказывают большую поддержку, помогают в решении серьезных проблем. Их помощь заключается не только в проведении каких-то мероприятий, но и в воспитании, поддержке целей, которые ставит перед собой школа. Мы обсуждаем наши цели и задачи на родительских собраниях, причем собрания бывают самые разные: общешкольные, классные, просто беседы, круглые столы по той или иной проблеме.

За многие годы совместной работы родители и учителя стали сплоченным и дружным коллективом. Это можно видеть на выпускном вечере, на который приходят родители всего 11 класса. Они выходят на сцену и говорят, поют, читают стихи о детях, о школе и учителях.

Вопрос: Как обстоит дело с безопасностью школьников в связи с недавними событиями в Беслане?
– Безопасность – это дело общее. Каждый взрослый должен осознавать необходимость введения в школе пропускной системы. Что касается событий в Северной Осетии, то все были просто потрясены. По решению Совета старшеклассников мы решили провести митинг в день траура. Мы никого не готовили, просто создали условия для митинга. Как выступали дети! Какие правильные мысли они высказывали!

7-го сентября на Васильевском спуске проходил митинг взрослых людей, я тоже там была. Слушая выступления представителей городской администрации, прославленных деятелей театра и кино, интеллигенции, политических деятелей, я думала о том, что мои дети говорили о том же, только ярче. Поэтому хочется верить, что мы не потеряем бдительности. Конечно, мы не должны постоянно жить в страхе. Страх и бдительность – это разные понятия. Нужно говорить об этом с родителями. Очень важно общее неравнодушие, которое складывается из неравнодушия каждого отдельного члена общества. И тогда мы сможем противостоять терроризму.

Вопрос: Каковы основные проблемы, с которыми сталкиваются старшеклассники?
– Школа – это зеркало, в котором отражается все, что происходит в городе, в стране, мире. Все происходящее в мире отражается в судьбе каждого ребенка. Важна обстановка в семье: благополучие, духовная близость членов семьи, умение родителей наладить отношения с подростком.

Существуют проблемы, связанные с негативным влиянием СМИ. Сейчас стали появляться рекламные ролики в поддержку здорового образа жизни, но их явно недостаточно. Таким образом, наш ребенок оказывается заложником нескольких стихий: в школе его опекают и духовно, и физически. А после школы он предоставлен сам себе.

Единственное, что мы можем с уверенностью сказать, – это то, что в ходе совместной работы нам удалось погасить их интерес к наркотикам, желание найти и попробовать это страшное зелье. Мы пытаемся снизить их интерес к табакокурению, но это чаще всего не удается. Мы стараемся воспитывать их личным примером. Как и в любой большой семье, у нас есть свои проблемы. И если мы считаем, что школа – это семья, то необходимо, чтобы в ней царил дух взаимозаинтересованности и любви.

Вопрос: Какие ограничения Вы видите в системе образования, что хотелось бы изменить?
– К сожалению, здесь я не буду оригинальна. До тех пор пока государство не осознает значимости образования, а будет только говорить об этом, школа не сможет нормально развиваться. Совершенно очевидно, что без материальной поддержки не может существовать ни одно учреждение. Когда меня спрашивают о том, как идут дела, я всегда отвечаю: мы все стоим плечом к плечу, и, пока мы вместе, мы будем коллективом. Но фактически все ложится на плечи педагогов, родителей и учащихся. Материальная поддержка, конечно, необходима. И речь идет не только о зарплате учителей. Каждый год в августе я получаю заявления об увольнении с целью перехода на более оплачиваемую работу. И количество таких заявлений с каждым годом увеличивается. Уходят люди талантливые, любящие свою работу и детей. И уходят они с болью. А сделать ничего нельзя, ведь им нужно содержать семью. К сожалению, это коснулось прежде всего мужской части коллектива.

Сегодня мы с радостью видим школы-новостройки, оснащенные великолепной техникой, и это радует. Между тем старые школы такой технической оснащенности не имеют. Это проблема сегодняшнего дня. Плохо, если в школе компьютер старого образца. Когда у ребенка дома более современный компьютер, то это не так страшно. Но если у половины детей его вовсе нет (а для нас это характерно), то ребенок в школе должен знакомиться с хорошей современной техникой, без которой ему не стать настоящим специалистом.

Остальные проблемы могут быть разрешены самими педагогами в атмосфере коллектива и общим духом, о котором я говорила. А без техники никуда – и это очень огорчительно. Поэтому если мы говорим о формах аттестации, о ЕГЭ, а также о дальнейшем образовании учащихся, то, мне кажется, что здесь нужно еще много дорабатывать. Я не стала бы делать каких-то скоропалительных выводов. Но совершенно очевидно, что форма ЕГЭ требует совершенствования и что за ребенком должно быть сохранено право выбора формы экзамена.

Наши ребята выбирают самые разные высшие учебные заведения. Однако мы – гуманитарная школа с углубленным изучением иностранных языков, видим, что по статистике далеко не все из выпускников идут в гуманитарные ВУЗы. Как правило, на 80% это технические ВУЗы. Если же поступают в гуманитарные ВУЗы, то чаще выбирают юридическое направление. Очень немногие поступают в педагогические ВУЗы. Те же, кто поступает, возвращаются в школы и становятся нашими коллегами, однако основное направление все-таки техническое. Поэтому гуманитарной школе подготовить ребенка на том образовательно-интеллектуальном уровне запроса, который выдвигают высшие учебные заведения, не представляется возможным. Потому что есть учебный план, есть задачи, которые школа ставит перед собой. И здесь за ребенком остается право выбора формы экзамена. В противном случае мы сделаем ребенка заложником наших педагогических нововведений. И приведем к очередному стрессу и семью, и ребенка.

Вопрос: Начался новый учебный год. Какие задачи Вы ставите перед собой, что нового ожидается в работе школы?
– Каждый год – это новая страница в жизни каждого отдельного учителя и педагогического коллектива в целом. Весь год будет посвящен героической теме: «60-летие Победы». Мы очень серьезно готовимся к этому празднику. Этой теме будет посвящено много уроков и внеурочных мероприятий, конкурсов, фестивалей. Наш музей также примет в этом самое активное участие. К сожалению, уходят из жизни наши дорогие ветераны, мы бесконечно их любим. Они – наши друзья и постоянные помощники. Среди них члены Совета ветеранов: Винаров Зиновий Михайлович, Пищщенко Людмила Яновна. Это блистательные, яркие личности и очень щедрые по своей натуре люди.

Что касается воспитательной деятельности и методической работы, то мы движемся по плану, много работаем в рамках городской экспериментальной площадки по проблеме инновационных процессов в языковом образовании. Мы много работаем в области технологии открытого образования, все эти области очень созвучны и поэтому выбраны нами, они нацелены на личностное ориентирование. Наши цели давно поставлены, задачи тоже давно сформулированы. Это – счастливый выпускник. А как это будет получаться – покажет время.

 

 

 

 

 

 

(©) "Жизнь Евразии", 2004. Все права защищены.
e-mail: gazeta@mfo-rus.org
Hosted by uCoz