№ 1 (17) апрель-май 2005 г.
|
Содержание |
||||
Главная тема: МИРЮристы для инвалидов МолодежьПочему они слушают жуткую музыку? СемьяПлатить или расплачиваться? ОбществоЧеловекИскусство быть вместе Третий сектор Мир начинается с женщины По странам ЕвразииКультура Как слово наше отзовется?
Досуг |
Искусство быть вместеСложный и разнообразный социальный мир состоит из различных групп, общностей людей, объединенных совместной деятельностью. Даже если человек считает, что трудится в одиночку - на самом деле та цель, которую он ставит перед собой, те операции, которые ему приходится осуществлять на различных этапах деятельности, тот результат, который еще только будет получен, - уже отличает его как Человека Общественного. В основе деятельности любой общности - единые для всех участников цели, ценности, правила, интересы, понятный всем язык, сформированные навыки согласованного взаимодействия, общения, а также определенная данным сообществом система санкций и поощрений. Каждый человек принадлежит одновременно к различным группам. Мы в любой момент времени выполняем различные роли и являемся членами своих семей, семей наших родственников и т.д., мы являемся участниками различных обществ и организаций, учебных, рабочих, творческих, дружеских коллективов. Некоторые группы, в рамках которых нам приходится взаимодействовать, - недолговечны, и их миссия проста. Например, студенты, объединяющиеся с целью сдачи экзаменов, распределяют роли и готовятся вместе. Миссия этой группы будет реализована с завершением экзаменационной лихорадки. Другие группы могут существовать в течение нескольких лет и оказывать существенное влияние на своих членов, а также проявляться вне собственных границ - клубы, спортивные объединения и т.д. Вклад участников может быть единовременным, т.е. участники объединяются и осуществляют общую деятельность одновременно (например, проведение спортивных соревнований), а также последовательным и сложно организованным (разработка и осуществление испытаний новейшей модели самолета). Важным критерием существования группы является наличие групповых норм. Если говорить о студенческом коллективе, то групповые нормы (законы существования группы) на первом курсе только формируются под воздействием внешних регуляторов: Устава, требований преподавателей, традиций вуза, референцией старшекурсников. В дальнейшем каждая группа вырабатывает свой собственный кодекс правил и норм, которыми руководствуются все члены коллектива. Для того чтобы группа работала слаженно, важно, чтобы каждый ее представитель знал, принимал, разделял и осуществлял на практике основные правила сообщества. Именно с целью определения нового статуса человека в широкой практике распространены ритуалы посвящения, праздники. Для жениха и невесты - это свадебный обряд, обмен кольцами во имя вечной любви; для каждого воина - Торжественная присяга; для абитуриента - посвящение в студенты; для руководителя или рядового сотрудника - введение в должность, - не только событие в личной жизни, но и важный этап социализации. Каждый ритуал глубоко символичен, к нему тщательно готовятся все члены группы. Как правило, программа, атрибутика ритуала остаются практически неизменными и традиционными. Вот уже 24 столетия, получая диплом, молодые медики обязуются достойно выполнять свой врачебный долг, изложенный в Клятве Гиппократа: «Клянусь исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: я направляю режим больных к их благу, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной... Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому». Смысл существования группы проявляется в ее ценностях, продуктах совместной и индивидуальной деятельности, в привлекательности этой деятельности для каждого ее участника. Деятельность современного человека невозможно представить вне общения с окружающими людьми. Для представителей ряда профессий - руководителей любого уровня, менеджеров всех организационных структур, студентов, учащихся и т.д. - умение грамотно, конструктивно работать в условиях группы, команды, коллектива, организации является важнейшим условием достижения ими профессионального и личного успеха. Отношения в профессиональной команде - особая тема. Известно, что работа в налаженном коллективе не только отвечает требованиям эффективности: деловое сотрудничество способствует формированию и раскрытию самых лучших и интересных человеческих качеств, оценивается личностью как ценность. Даже в самых стабильных и согласованных группах репертуар межличностных взаимодействий весьма разнообразен и сложен. В динамично развивающейся группе всегда присутствуют различные тенденции, отражающие индивидуальное своеобразие, ожидания и мотивацию каждого члена коллектива. Доминирование. Стремление обладать, получать неограниченное одностороннее преимущество. Для данной установки характерны упрощенное, одностороннее видение другого, стереотипные представления о нем; открытое, без маскировки, императивное воздействие - от насилия, подавления, господства до навязывания, внушения, приказа с использованием простого принуждения. Манипуляция. Для данного типа взаимодействия характерно отношение к партнеру как к средству достижений особого рода. Наиболее частые приемы манипулятора - провокация, обман, интриги, намеки, слухи. Соперничество. Партнер представляется опасным и непредсказуемым, с силой которого необходимо не только считаться, но и опасаться его действий. Конкурирующие отношения предполагают сокрытие истинных мотивов взаимодействия, чередование приемов демонстрации силы и отступательных тактик. Партнерство. Отношение к другому как равному, имеющему право быть самим собой. Равноправные отношения, основанные на принципах безопасности. В качестве приемов - поэтапное согласование общих и собственных интересов и предпочтений. Содружество. Отношение к партнеру по общению как к самоценности. Стремление к объединению, совместной интеграции для достижения общих целей. Общение в группе часто сопряжено с оказанием психологического влияния одного человека на поступки, мысли, эмоциональный фон настроения другого. Каждый из нас в какой-то момент обращался за помощью, поддержкой, нуждался в наставлении или предостережении, стремился подражать и увлекал собственным примером. Можно выделить несколько основных типов психологического влияния: • Убеждение - сознательное аргументированное воздействие на другого человека с целью изменения его суждений, намерений или решений. • Самопродвижение выражается в объявлении своих целей и предъявлении свидетельств компетенции и квалификации, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в группе, осуществить ролевые притязания. • Внушение - сознательное неаргументированное воздействие на другого человека, группу, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо. • Заражение - эмоциональная передача своего состояния или отношения к делу, человеку, группе. • Просьба - прямое обращение к партнеру по общению с призывом удовлетворить личную потребность или желание. • Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности или группе. • Пробуждение импульса к подражанию - способность вызывать способность быть подобным себе. Очень важным качеством современного человека, на наш взгляд, является умение внимательно выслушать собеседника, корректно выразить собственную мысль. Общение с людьми не только ежедневная практика, но и инструмент развития, основа хорошего самочувствия или проблемное поле. В предлагаемом тесте проанализируйте ситуации, которые вызывают раздражение или, напротив, являются для Вас комфортными. Как Вы думаете, почему? Можете ли Вы лично создать ситуацию наиболее эффективного общения? Может быть, это не так трудно, как кажется… Олеся Манолова, научный сотрудник Института психологии РАН
Тест: «Какой вы собеседник?»Отметьте те ситуации, которые вызывают у Вас неудовлетворенность или досаду и раздражение в беседе с любым человеком: будь то Ваш непосредственный руководитель, сослуживец, однокурсник или случайный собеседник. 1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть, что сказать, но нет возможности вставить слово. 2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы. 3. Собеседник никогда не смотрит мне в лицо во время разговора, и я не уверен, слушает ли он меня. 4. Разговор с партнером воспринимается как пустая трата времени. 5. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает ощущение тревоги и недовольства. 6. Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями. 7. Что бы я ни сказал, собеседник всегда старается опровергнуть мои слова. 8. Собеседник передергивает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание. 9. Собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал. 10. Заданные мной вопросы вызывают агрессию со стороны собеседника. 11. Собеседник, не дослушивая до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться. 12. Собеседник делает выводы за меня. 13. Собеседник всегда смотрит на меня пристально, не мигая. 14. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит меня. 15. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же. 16. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты. 17. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать важную работу. 18. Собеседник требует, чтобы с ним все соглашались. 19. Собеседник кричит на меня. 20. Я чувствую, что собеседник обманывает меня. 21. У моего собеседника особенности речи (очень быстро или очень медленно говорит, жестикулирует, специфическая окраска речи, много слов-паразитов). 22. Собеседник постоянно отвлекается на другие дела, разговоры. 23. Я не готов к встрече. Мой собеседник гораздо лучше информирован и компетентен. 24. Вызывают смущение обстоятельства встречи - неудобное время, вычурный (или слишком скромный) дизайн помещения. 25. Мне трудно сосредоточиться в условиях высокой ответственности и риска. Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у вас досаду и раздражение. 70-100% - Вы - плохой собеседник, Вам необходимо работать над собой и учиться слушать. 40-70% - Вам присущи некоторые недостатки. Вы критично относитесь к высказываниям. Избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного, не следует монополизировать разговор. 10-40% - Вы - хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Вежливо повторяйте его высказывания, дайте ему время высказать свою мысль полностью, настройтесь на собеседника - приспосабливайтесь к темпу его речи, и можете быть уверены, что общение с Вами будет еще приятнее. 0-10% - Вы - отличный собеседник. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.
|
Поиск по сайту:
|
|
(©) "Жизнь Евразии", 2004 - 2005. Все права защищены. e-mail: gazeta@mfo-rus.org |