Открывая новые горизонты

Успешно завершилась программа МАОО «МФО»
в Архангельской области

С 27 по 31 января в городе Коряжма Архангельской области прошел семинар по теме «Духовно-нравственное воспитание в школе», организованный МАОО «Международный фонд образования» совместно с Комитетом образования города.

В первый день специалисты МФО З.В. Рябикова и Т.Н. Красносумова выступили перед директорами и заместителями директоров школ, рассказали о концепции нравственно-этического воспитания, о возможностях МФО поддержать эту работу в районе, была проведена дискуссия о создании образцовых школ МФО.

На следующий день стартовал трехдневный семинар начального уровня для классных руководителей школ, интерната и детского дома. На нем рассматривался вопрос реализации программы, основой которой являются учебные пособия «Мой мир и я». В конце семинара участники провели работу по созданию программы школы. Равнодушным не остался никто. А вечером в школу были приглашены представители родительских комитетов школ, всего около 60 человек. Специалисты МФО представили родителям материалы учебных пособий, рассказали о концепции и работе МФО. Предварительно было проведено тестирование учащихся 5-11 классов, и все их ответы были озвучены родителям, что заставило их серьезно задуматься. На второй вечер родителям была представлена лекция «Семья - школа любви». Многие родители сожалели о том, не взяли с собой мужей и взрослых детей.

Приехали помогать в проведении семинара и педагоги из школы поселка Широкий Прилук Вилегодского р-на Архангельской области, одной из образцовых школ МФО. Они читали лекции, встречались с родителями, рассказывали об опыте работы и отвечали на вопросы. Как сказала Т.Г. Кондакова, заместитель директора школы по воспитательной работе: «Я уже не могу молчать, потому что считаю, что знаю что-то очень ценное, мне хочется рассказывать это всем».

В рамках семинара состоялась встреча специалистов МФО с директором Комитета образования, на которой были намечены дальнейшие шаги по сотрудничеству с РОО «Центр учительской инициативы» г. Санкт-Петербурга, одним из учредителей МАОО «МФО». Между Центром и Комитетом образования г. Коряжмы заключен долгосрочный договор, и все мероприятия спланированы вплоть до 2007 года: это семинары 2-го и 3-го уровня, мониторинг, родительские семинары, работа с учащимися на слете молодежных лидеров «Белая ворона».

 

Построение системного подхода к этическому воспитанию школьников

В современной ситуации дисгармонии социальных отношений и ценностных приоритетов в молодежной и ученической среде, в учебно-воспитательном процессе школы особенно важно найти побудительную основу восстановления нравственности и приложить усилия к этически выверенным ориентирам в воспитании растущего поколения. Это должно стать приоритетным в воспитательной политике государственных учреждений образования и воспитания.
В соответствии с этим образовательным учреждениям необходимо обратиться к проблемам нравственно-этического воспитания учащихся в учебно-воспитательном процессе, содействовать повышению его приоритетности. Важно сконцентрировать все резервы школы на определение и реализацию единой стратегии и тактики по нравственному совершенствованию личности формирующегося человека.

Это требует обращения к этике как науке о нравственной жизни человека, его ценностных ориентирах. Этика должна органично войти в учебно-воспитательный процесс школы как нравственный ориентир воспитательной деятельности и как специализированный предмет воспитания в базовом компоненте школы. Школа, как один из важнейших социальных институтов воспитания, сможет с помощью такого предмета опереться на разумное и нравственное в человеке и помочь каждому воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества.

Этика как «живое отношение к жизни» (А. Швейцер), как нравственный исток и основание отношений человека к окружающему миру и людям, как квинтэссенция культуры способна воплотить идеи гуманистической педагогики в образовательном учреждении. Ее важно воспринимать сегодня как фактор воспитания, который вбирает все прогрессивное, способствующее развитию жизни и гармонии человека с окружающим миром. Не следует ли в соответствии с этим считать, что сегодня особенно нужна специальная работа разума и души наших детей над этическими проблемами жизни? Что нужно особо выделенное время в режиме образовательного учреждения для осуществления такой работы и специальные усилия подготовленных для этого педагогов, чтобы иметь возможность решать эти нравственные задачи?

Для их решения, безусловно, нужна соответствующая система этического воспитания учащихся и обеспечивающая ее технология, чтобы сам процесс осмысления нравственности был не кратковременным и стихийным, а глубоким и последовательным.

Главное здесь - создание педагогических условий для включения учеников в процесс осознания и переживания нравственных ценностей как важнейшей потребности личности, как субъективно значимых, устойчивых жизненных ориентиров. Это может быть достигнуто в процессе построения развивающегося этического диалога педагога с воспитанниками, в основе которого лежит метод опосредованного влияния на детей через разнообразные методики постепенного и последовательного проникновения общечеловеческих ценностей в эмоциональную сферу, мир чувств ребенка. В такой этический диалог включаются ситуации нравственного выбора, альтернативные суждения, стимулирующие поиск собственных решений, психолого-педагогические методики, активизирующие духовный потенциал личности.

Диалог осуществляется через скоординированную систему средств посредством взаимосвязи этического просвещения с такими эмоциональными и деятельностно ориентированными формами педагогического влияния на воспитанника как творчество, игра, педагогические задачи, эксперименты, тесты, психолого-педагогическое моделирование ситуаций, реализующих нравственные устремления воспитанников, создающих условия успешной самореализации, расширяющие нравственный горизонт личности. В процессе диалога воспитанник получает опосредованно выраженную помощь в самоопределении, осознании своих отношений с окружающим миром, осмыслении себя как личности, как гражданина, как нравственно воспитанного человека.

Как показала длительная исследовательская деятельность по данной проблеме и педагогическая практика внедрения разработанных воспитательных программ, этическое воспитание аккумулирует нравственные проблемы жизнедеятельности школьников и, став составляющей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения, может сконцентрировать педагогические усилия учителей и потенциальные резервы школы на реализации эффективных путей гуманистического воспитания учащихся, формировании их нравственно ценных ориентиров, актуализации духовного потенциала, этической культуры личности.

Это требует реализации в реальном повседневном педагогическом процессе школы трех основополагающих оснований:

- направленность воспитания школьников на обретение ценностных смыслов жизнедеятельности человека;

- системный подход к нравственно-этическому воспитанию учащихся, составляющие компоненты которого, решая конкретные педагогические задачи, образуют единое воспитательно-целенаправленное целое и создают моральное поле для самореализации и самосовершенствования личности;

- многоаспектная, педагогически выверенная, практикоориентированная технология, базирующаяся на субъектной сущности воспитания, возрастном, личностно-ориентированном подходе к учащимся, диалоговом контексте взаимодействия с ними, взаимосвязи изучения и воспитания детей в учебно-воспитательном процессе школы.

Алла Ивановна Шемшурина - кандидат педагогических наук, профессор, зав. лабораторией воспитания нравственно-этической культуры ГосНИИ семьи и воспитания

А. И. Шемшурина

 

Поиск по сайту:

Найти:

на

 

 

 

(©) "Жизнь Евразии", 2004 - 2005. Все права защищены.
e-mail: gazeta@mfo-rus.org
Hosted by uCoz