|
Содержание |
||||
НовостиТолерантность и педагогика ненасилия Семинар для преподавателей по курсу «Мой мир и я» Средняя школаВитагенное обучение младших школьников Высшая школа |
Витагенное обучение младших школьниковНачальное образование имеет свои характерные особенности, отличающие его от других этапов систематического школьного образования. Младший школьный возраст - это этап первоначального формирования учебно-познавательной деятельности детей и, в частности, познавательной мотивации; это этап становления самосознания и самооценки ребенка как субъекта новой для него деятельности («Я - ученик!»), этап, на котором закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности. Педагогическая практика показывает, что в условиях информационно ориентированного общества, когда одной из важнейших ценностей является информация, организовывать обучение следует с позиций самого ребенка, его личного опыта. Бесспорен тот факт, что человек приобретает жизненный опыт не с какого-то определенного возраста, а с начального периода своей жизни: не только взрослый, но и подросток, и ребенок имеют некоторый опыт. Причем когда ребенок сталкивается с жизненной задачей, то для ее разрешения он прибегает обычно к житейским представлениям, а не к научным, полученным в школе. В этой связи полезно вспомнить слова Л.С. Выготского: «Единственным воспитателем, способным образовать новые реакции в организме, является собственный опыт организма. Только та связь остается для него действительной, которая была дана в личном опыте. Вот почему личный опыт воспитанника делается основной базой педагогической работы. Придавая такое исключительное значение личному опыту ученика, можем ли мы сводить к нулю роль учителя? Можем ли мы прежнюю формулу «учитель - все, ученик - ничто» заменить обратной: «ученик - все, учитель - ничто»? Ни в коем случае. Использование интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес». В психолого-педагогической литературе на разных этапах развития науки неоднократно говорилось о связи обучения с жизнью. Но преимущественно имелась в виду практическая направленность обучения и упускалась из виду соответствующая модель взаимодействия учащихся и учителя. Обучение может быть связано с жизнью в том случае, если педагогическое взаимодействие будет многогранным, т.е. учение будет осуществляться не только в прямой проекции обучения (от учителя к ученику), а по крайней мере в трех проекциях: от ученика, от учителя, от дополнительных источников информации. Таким образом, речь идет о необходимости опоры в обучении на витагенный опыт школьников. Витагенный опыт - это результат процесса накопления жизненного опыта, который стал личностно значимым для индивида. В основе витагенного опыта лежит витагенная информация, т.е. совокупность знаний, чувств, поступков, отражающих мировоззрение личности на определенных стадиях ее развития. Педагогическая практика отечественных и зарубежных исследователей свидетельствует о том, что разработанные системы обучения стремятся сделать ученика и учителя полноправными субъектами образовательного процесса, но подлинное сотрудничество, на наш взгляд, возможно только тогда, когда источником информации на уроке будет не только учитель, но и ученик. Причем эта информация будет с уважением и должным вниманием восприниматься всеми субъектами процесса обучения как нечто ценное для организации взаимообогащающего диалога на уроке. Естественно, что объем витагенной информации, ее диапазон, степень научности и достоверности, источники информации различны у школьников в силу объективных причин, таких, как образовательный статус учащегося, культурный уровень семьи, обстановка в классе (уровень преподавания, влияние личности учителя), количество и содержание времени, проводимого вне школы, мотивация и интерес школьника к предмету. Мы определяем витагенное обучение как совместную целенаправленную деятельность учителя и учащегося по организации на уроке взаимообогащающего диалога, в основе которого находится процесс актуализации (востребования) витагенного опыта индивида (его личностно значимого жизненного опыта, определяющего мировоззрение на данном этапе онтогенеза) и коллективного витагенного опыта. Организация витагенного обучения предполагает наличие специфических организационных форм и технологий, а также знание учителем уровня витагенной информированности школьников в том или ином разделе учебного курса. Важно помнить, что витагенное обучение нацелено не только на актуализацию опыта, но и на витагенные потенции личности, которые могут раскрыться в жизненных ситуациях, обогащаясь и проявляясь в новом свете. Витагенное обучение предусматривает использование в образовательном процессе жизненного опыта, на основе которого необходимо обучать детей способам разрешения жизненных ситуаций. Остановимся более подробно на некоторых приемах использования витагенной информации школьников в учебно-воспитательном процессе. Работу с учениками, пришедшими в 1-й класс, я начинаю с маркетинговых исследований, в ходе которых выявляю общую ориентацию детей в окружающем мире и приобретенный ими запас бытовых знаний по специально разработанным опросникам. Когда дети научатся хорошо писать, можно использовать в качестве источников знания о детях, об имеющейся у них жизненной информации сочинения, которые должны писаться не по плану, данному учителем, а по собственному плану ученика на основе его личного опыта. Темы в большинстве случаев предлагаются учителем, но они должны быть сформулированы так, чтобы излагаемый школьниками материал, их мысли носили не репродуктивный характер, а творческий, поисковый, раскрывали весь спектр знаний учеников. Назовем несколько тем сочинений: «О чем рассказал мне старый кедр?», «Природа весной», «Мир вокруг меня», «Лужа во дворе моего дома», «Сказка об облаке и солнце», «Человек друг или враг природе?», «Что такое красота?» Прием стартовой актуализации жизненного (витагенного) опыта учащихся
заключается в том, чтобы выявить, каким запасом знаний на уровне обыденного
сознания обладают учащиеся, прежде чем они получат необходимый запас
образовательных (научных) знаний, т.е. этот прием используется до изучения
нового материала и позволяет определить уровень информированности учащегося
по тому или иному вопросу и в соответствии с этим откорректировать содержание
нового материала и процедуру его изучения. Здесь приемлема прямая постановка
вопроса «Что вы знаете о …?» Прием творческого моделирования идеальных образовательных проектов. Смысл данного приема заключается в том, чтобы дать учащимся построить в своем воображении идеальную модель, материалом для которой послужил бы, прежде всего, витагенный опыт детей. Учащимся дается задание разработать модель, смысл которой сформулирован так: «Когда люди срубили последнее дерево…» или «Все насекомые улетели на другую планету…». Педагогам необходимо помнить о том, что любая форма актуализации витагенного опыта учащихся должна сопровождаться ситуацией успеха и создавать у ребенка оптимистическую перспективу («Оказывается, я вот сколько об этом знаю!»). Для нашего исследования были значимы выводы, сделанные Н.Г. Морозовой: «…Необходимо проверить те представления, с которыми дети приходят в школу на урок, те первичные знания и интересы, тот личный опыт, за который можно «зацепиться». Чтобы новые умения и знания сделались «своими», были «усвоены», знания детей важно не только «прощупать», но и дополнить, уточнить, внести нужные коррективы, тогда на них можно опираться». Опора на витагенный опыт учащихся в учебном процессе позволит создавать ситуацию успеха для школьников, развивать познавательный интерес, успешно формировать основы научного мировоззрения, воспитывать коммуникативную культуру, формировать адекватную само оценку и др. Следовательно, внимание учителя к витагенному (жизненному) опыту школьников должно быть одним из показателей профессиональной компетентности педагога, уровня его педагогического мастерства. Вадим Алексеевич Кривенко - кандидат педагогических наук, директор гимназии №4 г. Сургут Тюменской обл., доцент Сургутского филиала ИПК и РРО ХМА
|
Поиск по сайту:
|
|
(©) "Жизнь Евразии", 2004 - 2005. Все права защищены. e-mail: gazeta@mfo-rus.org |