Витагенное обучение младших школьников

Начальное образование имеет свои характерные особенности, отличающие его от других этапов систематического школьного образования. Младший школьный возраст - это этап первоначального формирования учебно-познавательной деятельности детей и, в частности, познавательной мотивации; это этап становления самосознания и самооценки ребенка как субъекта новой для него деятельности («Я - ученик!»), этап, на котором закладываются основы обобщенного и целостного представления о мире, человеке, его творческой деятельности.

Педагогическая практика показывает, что в условиях информационно ориентированного общества, когда одной из важнейших ценностей является информация, организовывать обучение следует с позиций самого ребенка, его личного опыта.

Бесспорен тот факт, что человек приобретает жизненный опыт не с какого-то определенного возраста, а с начального периода своей жизни: не только взрослый, но и подросток, и ребенок имеют некоторый опыт. Причем когда ребенок сталкивается с жизненной задачей, то для ее разрешения он прибегает обычно к житейским представлениям, а не к научным, полученным в школе.

В этой связи полезно вспомнить слова Л.С. Выготского: «Единственным воспитателем, способным образовать новые реакции в организме, является собственный опыт организма. Только та связь остается для него действительной, которая была дана в личном опыте. Вот почему личный опыт воспитанника делается основной базой педагогической работы. Придавая такое исключительное значение личному опыту ученика, можем ли мы сводить к нулю роль учителя? Можем ли мы прежнюю формулу «учитель - все, ученик - ничто» заменить обратной: «ученик - все, учитель - ничто»? Ни в коем случае. Использование интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес».

В психолого-педагогической литературе на разных этапах развития науки неоднократно говорилось о связи обучения с жизнью. Но преимущественно имелась в виду практическая направленность обучения и упускалась из виду соответствующая модель взаимодействия учащихся и учителя. Обучение может быть связано с жизнью в том случае, если педагогическое взаимодействие будет многогранным, т.е. учение будет осуществляться не только в прямой проекции обучения (от учителя к ученику), а по крайней мере в трех проекциях: от ученика, от учителя, от дополнительных источников информации.

Таким образом, речь идет о необходимости опоры в обучении на витагенный опыт школьников. Витагенный опыт - это результат процесса накопления жизненного опыта, который стал личностно значимым для индивида. В основе витагенного опыта лежит витагенная информация, т.е. совокупность знаний, чувств, поступков, отражающих мировоззрение личности на определенных стадиях ее развития.

Педагогическая практика отечественных и зарубежных исследователей свидетельствует о том, что разработанные системы обучения стремятся сделать ученика и учителя полноправными субъектами образовательного процесса, но подлинное сотрудничество, на наш взгляд, возможно только тогда, когда источником информации на уроке будет не только учитель, но и ученик. Причем эта информация будет с уважением и должным вниманием восприниматься всеми субъектами процесса обучения как нечто ценное для организации взаимообогащающего диалога на уроке. Естественно, что объем витагенной информации, ее диапазон, степень научности и достоверности, источники информации различны у школьников в силу объективных причин, таких, как образовательный статус учащегося, культурный уровень семьи, обстановка в классе (уровень преподавания, влияние личности учителя), количество и содержание времени, проводимого вне школы, мотивация и интерес школьника к предмету.

Мы определяем витагенное обучение как совместную целенаправленную деятельность учителя и учащегося по организации на уроке взаимообогащающего диалога, в основе которого находится процесс актуализации (востребования) витагенного опыта индивида (его личностно значимого жизненного опыта, определяющего мировоззрение на данном этапе онтогенеза) и коллективного витагенного опыта. Организация витагенного обучения предполагает наличие специфических организационных форм и технологий, а также знание учителем уровня витагенной информированности школьников в том или ином разделе учебного курса.

Важно помнить, что витагенное обучение нацелено не только на актуализацию опыта, но и на витагенные потенции личности, которые могут раскрыться в жизненных ситуациях, обогащаясь и проявляясь в новом свете. Витагенное обучение предусматривает использование в образовательном процессе жизненного опыта, на основе которого необходимо обучать детей способам разрешения жизненных ситуаций.

Остановимся более подробно на некоторых приемах использования витагенной информации школьников в учебно-воспитательном процессе.

Работу с учениками, пришедшими в 1-й класс, я начинаю с маркетинговых исследований, в ходе которых выявляю общую ориентацию детей в окружающем мире и приобретенный ими запас бытовых знаний по специально разработанным опросникам. Когда дети научатся хорошо писать, можно использовать в качестве источников знания о детях, об имеющейся у них жизненной информации сочинения, которые должны писаться не по плану, данному учителем, а по собственному плану ученика на основе его личного опыта. Темы в большинстве случаев предлагаются учителем, но они должны быть сформулированы так, чтобы излагаемый школьниками материал, их мысли носили не репродуктивный характер, а творческий, поисковый, раскрывали весь спектр знаний учеников. Назовем несколько тем сочинений: «О чем рассказал мне старый кедр?», «Природа весной», «Мир вокруг меня», «Лужа во дворе моего дома», «Сказка об облаке и солнце», «Человек друг или враг природе?», «Что такое красота?»

Прием стартовой актуализации жизненного (витагенного) опыта учащихся заключается в том, чтобы выявить, каким запасом знаний на уровне обыденного сознания обладают учащиеся, прежде чем они получат необходимый запас образовательных (научных) знаний, т.е. этот прием используется до изучения нового материала и позволяет определить уровень информированности учащегося по тому или иному вопросу и в соответствии с этим откорректировать содержание нового материала и процедуру его изучения. Здесь приемлема прямая постановка вопроса «Что вы знаете о …?»
Прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы. Смысл данного приема заключается в том, чтобы одухотворить, очеловечить объекты природы, приписывая им человеческие качества, мотивы действий. Реализация данного приема возможна посредством детских сочинений, сказок, стихов, инсценировок («О чем нам рассказала капелька дождя?»).

Прием творческого моделирования идеальных образовательных проектов. Смысл данного приема заключается в том, чтобы дать учащимся построить в своем воображении идеальную модель, материалом для которой послужил бы, прежде всего, витагенный опыт детей. Учащимся дается задание разработать модель, смысл которой сформулирован так: «Когда люди срубили последнее дерево…» или «Все насекомые улетели на другую планету…».

Педагогам необходимо помнить о том, что любая форма актуализации витагенного опыта учащихся должна сопровождаться ситуацией успеха и создавать у ребенка оптимистическую перспективу («Оказывается, я вот сколько об этом знаю!»).

Для нашего исследования были значимы выводы, сделанные Н.Г. Морозовой: «…Необходимо проверить те представления, с которыми дети приходят в школу на урок, те первичные знания и интересы, тот личный опыт, за который можно «зацепиться». Чтобы новые умения и знания сделались «своими», были «усвоены», знания детей важно не только «прощупать», но и дополнить, уточнить, внести нужные коррективы, тогда на них можно опираться».

Опора на витагенный опыт учащихся в учебном процессе позволит создавать ситуацию успеха для школьников, развивать познавательный интерес, успешно формировать основы научного мировоззрения, воспитывать коммуникативную культуру, формировать адекватную само оценку и др. Следовательно, внимание учителя к витагенному (жизненному) опыту школьников должно быть одним из показателей профессиональной компетентности педагога, уровня его педагогического мастерства.

Вадим Алексеевич Кривенко - кандидат педагогических наук, директор гимназии №4 г. Сургут Тюменской обл., доцент Сургутского филиала ИПК и РРО ХМА


Литература:
1. Белкин А.С., Жукова Н.К. Витагенное образование: многомерно-голографический подход. - Екатеринбург, 2001.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1996.
3. Кривенко В.А. Опора на витагенный опыт школьников как средство развития познавательного интереса. - Екатеринбург, 2002.
4. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - М., 1979.

 

Поиск по сайту:

Найти:

на

 

 

 

(©) "Жизнь Евразии", 2004 - 2005. Все права защищены.
e-mail: gazeta@mfo-rus.org
Hosted by uCoz