Уникальный опыт воспитания толерантной личности в поликультурном социуме

При всем многообразии вероисповеданий, культур и языков люди должны уважать друг друга. Различия в рамках обществ и между обществами не должны ни пугать, ни служить поводом для преследований, а должны пестоваться в качестве ценнейшего достояния человечества. Следует активно поощрять культуру мира и диалог между всеми цивилизациями.

“Декларация тысячелетия”, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 8.09.2000г.

Последние два десятилетия мир как бы обезумел от неприязни, конфликтов и ненависти, особенно на расовой, межнациональной и межрелигиозной основе. Человечество стало свидетелем чудовищной жестокости. Достаточно вспомнить события в Ольстере, Боснии и Герцеговине, Косово, Палестине, Ираке, Афганистане… Россия тоже не осталась в стороне: в Чечне и сейчас почти ежедневно гибнут люди. Почему? Ради чего? Мир содрогается не только от ужасов локальных войн, но и от повсеместной волны терроризма.

События в Нью-Йорке, Лондоне, Мадриде, Москве, Волгодонске и даже в маленьком Беслане… Это тысячи ушедших жизней… Это боль в глазах матерей… Это дети, оставшиеся без родителей… Это потеря любимых… Наконец, это стресс для миллионов людей и огромные материальные затраты. И все это - результат нашей низкой культуры, недостаточной образованности, потому что давно замечено и доказано, что культура и образование являются стабилизирующим фактором в социальной жизни, что и культура, и образование интернациональны. Не случайно поэтому на многих международных форумах, посвященных глобализации и международному экономическому и культурному сотрудничеству, поднимался вопрос о необходимости разработки модели школы толерантности. Поднимался такой вопрос и в Сеуле в августе 2003 года, и в Вашингтоне в апреле 2005 года.

А мало кто знает, что такая модель давно уже разработана и апробирована в Ростове-на-Дону. Это образовательный комплекс этнокультуры, включающий детский сад № 177 и среднюю школу № 15. Он получил статус областной экспериментальной площадки приказом № 1000 от 31 августа 1993 года по департаменту образования Ростовской области после защиты концепции развития двух образовательных учреждений на Экспертном совете.

Учитывая огромные педагогические наработки (наш опыт нашел отражение в 12 учебных пособиях федерального значения для студентов педагогических вузов) и успехи в воспитании толерантности, комплекс этнокультуры в дальнейшем был признан: - областной казачьей школой (с 2001 года), - школой-лабораторией Академии педагогических и социальных наук (с 2002 года), - Южно-Российским методическим центром нравственного воспитания учащихся (с 2004 года).

Появление образовательного комплекса этнокультуры именно в Ростове-на-Дону не случайно, а исторически обусловлено. Нижний Дон - своеобразный коридор мировых цивилизаций. В разные исторические эпохи здесь жили половцы, печенеги, аланы, сарматы, булгары, татары, греки… Каждый из этих народов оставил следы материальной и даже духовной культуры. Отзвук этих культур слышится в наши дни в названиях рек, поселений, возвышенностей и морских заливов. Следы же материальной культуры - это развалины Белой Вежи, Танаиса, Азова…

И сейчас в Ростовской области, по переписи 2002 года, мирно соседствуют около 150 народов (а в соседней Волгоградской - менее 50!). Мы гордимся ими и стремимся к тому, чтобы о них знало и подрастающее поколение. По этой причине Ростов был обречен на разработку модели комплекса этнокультуры.

Выбор пал на детский сад № 177 и среднюю школу № 15, обслуживающие пестрый по национальному составу социум. Сейчас в комплексе обучается и воспитывается около 1200 детей, представляющих 38 национальностей и все мировые религии. Наиболее крупные диаспоры - русская (свыше 50% контингента), армянская, корейская, цыганская (по 5-7%), татарская, азербайджанская (по 3-4%). Среди наших воспитанников есть представители и редких этнических групп - ассирийцы, караимы, удины.

Обслуживаемый социум - типичная городская рабочая окраина. Высшее образование имеют всего 14% родителей учащихся, среднее специальное - 38%, среднее общее - 42%. Социальная структура учащихся: из семей служащих - 45%, рабочих - 20%, безработных - 16%, предпринимателей - 15%, пенсионеров - 4%.

Число неполных семей в среднем по комплексу достигает 26%, число многодетных семей - 24 %, что, безусловно усложняет работу педагогического коллектива. Трудности педагогов велики еще и потому, что для 8% учащихся родной язык - армянский, для 5% - корейский, для 2% - армянский, для 1% - азербайджанский. Требуется масштабная логопедическая помощь младшеклассникам.

В качестве главной цели образовательного комплекса педагогический коллектив видит формирование гуманной, свободной, нравственной, творческой, адаптивной личности, обладающей высокой межрасовой, межрелигиозной и межэтнической толерантностью. Все это возможно лишь в условиях высокой гражданственности, возрождения духовных ценностей семьи, стремления к миру, доброжелательности.

Сформулированная цель и задачи реализуются через сквозные целевые программы, охватывающие раннее детство, подростковый и юношеский возраст: “Источник” - мир дома, семьи, Родины; “Общение” - мир дружбы, человеческих отношений; “Забота” - мир добра, милосердия; “Росток” - мир живой природы, экологии человека; “Радуга” - мир народного творчества и национальных традиций; “Творец” - мир искусства и вдохновения; “Берегиня” - мир здорового образа жизни; “Родник” - мир рукотворных творений человека, мир труда и ремесел; “Радость” - мир игр, игрушки, праздников.

Цементирующим ядром, помогающим комплексно реализовывать эти десять целевых программ, является семья. Поэтому воспитание нравственности и гражданственности идет в рамках тесного педагогического сотрудничества семьи и школы.

Имея солидный банк авторских программ, реализуемых за счет школьного и регионального компонентов Базисного учебного плана (“Этическая грамматика”, “Этнография”, “Граждановедение”, “Этические ценности мировых религий” и др.) и витагенных педагогических технологий (групповое коллективное обучение, фестивали национальных искусств, выставки кулинарного национального искусства, выставки художественного творчества различных землячеств и др.), детский сад и школа в своей деятельности актуализируют следующие направления: –