Необходимость сотрудничества с родителями

“Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги”.

А.С. Макаренко

Даже если школа может воспитать учеников, вероятность стабильного становления характера ребенка уменьшается, если предполагаемые школой ценности не поддерживаются всей атмосферой дома, семьи. Поэтому школа и семья должны прийти к взаимопониманию и сотрудничеству. Работая вместе, эти два социальных института приобретают реальную силу в воспитании нравственных людей, оказывая влияние на уровень нравственности нации в целом. Касаясь этой темы, необходимо остановиться на особенностях отношений между семьей и школой. В прошлом веке семье придавалось первостепенное значение в воспитании и образовании детей. Однако в 20 веке эта роль частично была передана государственным учреждениям. В результате родители привыкли считать воспитание обязанностью школы и стали устраняться от процесса воспитания детей.

Наше общество пропагандировало такую модель жизни, которая все более и более затрудняла выполнение родителями их обязанностей, а это в значительной мере повлияло на распад семей. В настоящее время одни родители стараются привить детям сдержанность и воспитать у них чувство ответственности, другие этого не делают. Широко распространено мнение о том, что основная обязанность родителей - зарабатывать деньги и обеспечивать материальное благосостояние детей, а нравственное воспитание, воспитание характера, передача знаний считается функцией воспитательных и образовательных учреждений. И это оказалось ошибочным решением. Невозможно отдать воспитание только на откуп школе. Для наших родителей еще характерно одно явление, о котором следует упомянуть. Зачастую молодые родители так взволнованы перспективой рождения ребенка, что проводят массу времени за чтением книг по воспитанию маленьких детей. Однако к тому времени, когда ребенок становится подростком, большая часть энтузиазма исчезает. Помимо этого, родители приходят к убеждению, что подросток уже почти взрослый, и поэтому к нему можно относиться, как к другим взрослым. Некоторые совсем перестают интересоваться вопросами воспитания подростков, а это говорит о том, что они склонны полагаться на жизненный опыт ребенка, который якобы позволит ему преодолеть бурные подростковые годы. И, разумеется, представление о том, что школа всегда готова компенсировать пробелы в знаниях родителей, поддерживает их в желании уйти в сторону от воспитания своих детей-подростков.

В любом случае, как это бывает с большинством проблем в жизни, оптимальное решение лежит где-то посередине между двумя крайностями. Очень важно найти разумное равновесие, сотрудничество между семьей и школой, как в отношении семилетних детей, так и в отношении подростков.

Мне, как классному воспитателю, удалось выбрать для себя основные направления воспитательной работы для выстраивания взаимоотношений между школой и родителями.

Во-первых, создание воспитывающей среды: – создание и развитие ученического коллектива; – организация взаимодействия с малым педагогическим коллективом - группой учителей, работающих с классом; – связь с учреждениями дополнительного образования; – работа с семьями учащихся; – создание воспитывающей предметной среды, окружающей учащихся в школе и вне ее.

Во-вторых, организация процесса воспитания учащихся, включая разнообразные виды внеурочной деятельности: познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, общественно полезной, художественной, оздоровительной, деятельности свободного общения (посещение музеев, театров, проведение совместных выездов с родителями, участие в школьных и внешкольных мероприятиях, посещение бассейна, организация клуба общения и т. д.).

В-третьих, индивидуальная работа с детьми и родителями: – для родителей и детей организована служба сопровождения; – консультации психолога; – проведение образовательных собраний для родителей; – совместное проведение родительских собраний с детьми; – подготовка и проведение совместных праздников.

В своей работе с родителями я стараюсь придерживаться мудрейшей позиции Гиппократа, слегка перефразируя его: “Нас трое: я, ребенок и родители. Мы все заинтересованы в позитивном решении проблем детей. И мы все трое должны объединить все свои усилия и направить их на решение этих проблем”. При таком подходе возникает не противостояние сторон, а их взаимодействие в достижении единого результата, проще сохранить взаимоуважение друг к другу, не обижать ни одну из сторон, совместно искать позитивное решение проблем.

Но нельзя сказать, что у меня не возникает проблем с родителями. Очень часто родители неадекватно оценивают поступки своих детей, а порой даже не хотят вникать в проблемы своего ребенка, считая при этом, что ребенок уже взрослый и сам разберется. Тем самым предоставляется ребенку не самый лучший выбор. И вот в таких случаях очень важно, чтобы подросток мог подойти к человеку, которому он доверяет, и был уверен, что этот человек поможет ему справиться с проблемой. Если этого не происходит, ребенок неизбежно уйдет в “сторону”. Для моих детей я стараюсь быть именно таким человеком. Родителям же постоянно говорю о таких ситуациях. Многие родители моего класса просят о том, чтобы я чаще проводила родительские собрания, “ликбез”, как они его шутя называют. На таких собраниях всегда возникает масса вопросов, интересующих родителей. Особо волнуют вопросы, касающиеся подростково-юношеского возраста. Имеются в виду психология и физиология. Безусловно, не на все интересующие вопросы я могу ответить. Поэтому на беседы приглашаем психолога, врача. Либо, пользуясь необходимой литературой и новыми знаниями, полученными на курсах УПМ, готовлю материалы на темы интересующие родителей. Стараюсь как можно больше готовить “подсказок” для родителей. Привлекаю родителей к совместным делам: проведение праздников, выездов в театр, на природу, посещение бассейна.

Таким образом, я постаралась создать в классе ситуации, когда родители принимают и понимают школу. Но, к сожалению, не все родители таковы. Небольшая часть родителей относится к школе нейтрально, а порой и равнодушно. Это, конечно, меня огорчает, но я реально понимаю, что идеального варианта здесь быть и не может, потому что взаимодействие родителей и школы необходимо выстраивать в своих отношениях, начиная с пятого класса. И все же хорошим итогом своей работы с родителями я считаю то, что за время работы со своим классом у нас не было ни одного конфликта. Мы всегда спокойно решали возникающие проблемы с детьми и родителями.

В порядке рекомендаций, пожеланий классным воспитателям я бы посоветовала обратиться к рекомендациям Маленковой Л.И. в книге “Педагоги, родители, дети”.

Черных Елена Владимировна, классный воспитатель школы №523, Колпинский район, г. Санкт-Петербург.

Учение с нарушениями

В Рособрнадзоре подведены итоги проверок учебных заведений за прошедший год. Выяснилось, что многие школы проводят незаконные конкурсы на поступление, а чуть ли не половина нарушают положения о предоставлении платных услуг. К тому же многие российские дети вообще не ходят в школу. Как уточнил Валерий Грибанов, “по оперативной информации, полученной с мест, на 1 августа 2004 года их число составляло 15,6 тыс. К этому количеству можно добавить еще 20,5 тыс. отчисленных из общеобразовательных учреждений”. Если к ним добавить временно не посещающих школу (например, по болезни, а также детей мигрантов и подростков, “временно” убежавших из дома), то, считает он, в общей сложности получится до 200 тыс.

В Рособрнадзоре не отрицают, что “проблема неучтенных детей, оказавшихся вне образования, безусловно, существует”. Однако достоверного общероссийского мониторинга ситуации со школьными “уклонистами” сегодня не ведется. Поэтому оценки Рособрнадзора иногда отличаются от других оценок в разы. Так, по данным депутата Госдумы Владимира Кашина, количество детей, не посещающих школу, достигает 5 млн., а в Генпрокуратуре называют цифру в 4 млн.

Газета.Ru

 

 

Поиск по сайту:

Найти:

на

 

 

(©) "Жизнь Евразии", 2004 - 2005. Все права защищены.
e-mail: gazeta@mfo-rus.org
Hosted by uCoz