№ 1 (17) апрель-май 2005 г.

    

Как слово наше отзовется

Фото: irtc.org Не так уж много в нашей жизни людей, которые имеют редкий дар любить жизнь, принимать ее во всех проявлениях. Мне в этом отношении повезло, потому что мне встретился такой человек - именно в том возрасте, когда наибольшему числу молодых людей приходится выбирать свои ценности и свой путь в жизни.

В 1980 году вместе с родителями я попал на вечер Московского молодежного музыкального клуба при Доме композиторов. Вечер назывался «О симфонизме». Я передал ведущему Г. Фриду записку. И на нее ответили так подробно, как будто это и была основная тема вечера.

С тех пор прошла почти четверть века. Но только сейчас, прочитав книги Григория Самуиловича, я стал понимать, почему меня, семнадцатилетнего юношу, как магнитом, тянуло в Дом композиторов, и жил я тогда от четверга до четверга. Эти вечера были самым главным в моей жизни. А главным «магнитом» был сам создатель и бессменный руководитель клуба Г.С. Фрид.

Московский молодежный музыкальный клуб (МММК) был основан в 1965 году. И фридовские четверги стали для московской интеллигенции тем, чем телешевские среды в начале 20 века. В те застойные годы это был глоток свежего воздуха. В клубе выступали люди, которые являлись гордостью нашей культуры и науки: психологи А. Асмолов и В. Зинченко, академик медицины А. Воробьев, священник А. Мень, композиторы А. Шнитке и Г. Канчели - всех не перечислить.

Темы заседаний клуба были самыми разнообразными: «Художник и его произведения», «Творческий замысел и его воплощение», «Интеллектуальное в искусстве», «Вариации как метод творчества», «Музыка и ассоциации»... Но всех их объединяло одно - постижение духовного мира человека-творца, его борьба с пошлостью и бездуховностью. Поэтому неудивительно, что многие заседания клуба были посвящены таким гигантам духа и музыкальным гениям, как Бетховен и Шостакович, в творчестве и судьбе которых эта тема прозвучала как лейтмотив.

К сожалению, многое в нашей современной жизни отучает молодых людей думать, иметь собственное мнение. В противовес этому, общение в клубе, на которое нас провоцировал Фрид, учило мыслить, анализировать, побуждало к творчеству.

В своей книге «Музыка и молодежь» Григорий Самуилович утверждает, что «есть только один способ, чтобы заслужить доверие молодежи, - быть правдивым. Всегда говорить правду. Это нелегко».

Так, проводя вечер «Эстетика Баха и этика Швейцера», Г. Фрид заставлял нас задуматься, почему всемирно известный органист, теолог и исследователь творчества Баха, оставив свою благополучную жизнь в Европе, специально выучившись на врача, поехал в далекую Африку лечить и спасать людей, живя долгие годы в разлуке со своей любимой женой.

Или другой пример - вечер, посвященный педагогу и мыслителю Янушу Корчаку. Григорий Самуилович пытался показать нам, как педагогические принципы Корчака привели его к главному в его жизни поступку - разделить судьбу приговоренных гитлеровцами к смерти детей в газовой камере.

Знал ли я тогда, с восторгом и замиранием слушая ведущего, что в этом зале закладывается мое будущее? Все полученное на вечерах в МММК вызывало во мне огромное желание поделиться этим с другими людьми. И именно это желание помогло мне сменить профессию, не отвечающую моим внутренним устремлениям, и стать педагогом.

Много размышляя и вспоминая клубные вечера, я стал понимать недостатки нашей системы образования и воспитания детей. Часто на уроках музыки, МХК, литературы и других гуманитарных предметов дети являются пассивными слушателями, которым дают «голые» факты, лишенные эмоциональной окраски. Это лишает их также и возможности научиться думать, анализировать, иметь собственное мнение. Некоторые педагоги боятся общаться с учениками на равных, отрицая в юных существах самостоятельную и самоценную Личность.

Сегодня, возвращаясь в памяти к вечерам в Доме композиторов, я понимаю, как Фрид провоцировал нас на выступления. Темы вечеров объявлялись заранее. Они были настолько интересными, что очень хотелось принять участие в их обсуждении. И для этого я специально читал незнакомые произведения. Так я прочитал роман-эссе поэта-переводчика Л. Гинзбурга «Разбилось лишь сердце мое», в котором прозвучала любимая мысль Григория Самуиловича: «Любая человеческая жизнь, даже самая неудавшаяся, - это чудо».

Как мне кажется, в этой фразе - ключ к пониманию основной задачи педагогики: осознание детьми ценности и уникальности каждой человеческой жизни. Человек, понимающий эту истину, на мой взгляд, никогда не сможет преступить нравственный закон.

Участие в дискуссиях на вечерах в МММК позволило мне избавиться от неуверенности в себе. Через несколько лет, читая книгу Г. Фрида «Дыханием цветов...», я с удивлением обнаружил, что, взявшись вести молодежный клуб, он, через общение с залом, решал для себя ту же проблему.

Время показало, что личность Г. Фрида действительно уникальна. Он известный композитор, автор моноопер «Дневник Анны Франк», «Письма Ван Гога», музыки к кинофильмам и спектаклям, произведений для детей. Клуб в Доме композиторов он начал вести в 50 лет и продолжает делать это сегодня. В эти же годы в нем проявилось дарование художника, а в 70 он начал писать книги. Все его произведения - это размышления о жизни во всех ее проявлениях и на всех уровнях, включая вселенский.

В 2005 году клубу при Доме композиторов исполнится 40 лет. Его бессменный ведущий Григорий Самуилович Фрид каждый четверг, с октября по май, ждет всех желающих в гости на музыкальные вечера.

Михаил Лифиц, учитель английского языка

 

Дарите подарки

Фото: лтон, Митинг памяти жертв СПИДаЕсли вы любите дарить подарки, значит, вы умеете преодолеть собственный эгоизм и умеете позаботиться о том, что нужно другим людям, об их пожеланиях и настроении. Делать подарки - это искусство, которому, как и всякому другому искусству, можно и нужно научиться, так как это является проявлением внутренней культуры человека. При этом вовсе не важно, дарите ли вы дорогой подарок или просто милый сувенир.

Подарки дарят своим родным и знакомым по самым разным случаям - ко дню рождения, на именины, в день получения диплома или защиты диссертации, к свадьбе, на Новый Год. Подарок должен быть выражением нашего хорошего отношения к человеку, а праздники - символом неподдельно искренних отношений между людьми, а не средством успокоения нечистой совести. Умение дарить подарки предвосхищает умение любить человека.

Коротко перечислим предметы, пригодные для подарка в различных обстоятельствах.

Подарки официальные: цветы, срезанные или в корзине; художественно оформленное издание, хрусталь, конфеты в коробке.

Предметы гардероба: сумка, шарф, домашние туфли, мужская рубашка, перчатки, носки, ремень, чулки, солнечные очки, отрез на платье, косынка.

Гастрономические: торт, чай хорошего сорта, кофе, какао, шоколад, апельсины, варенье собственного изготовления.

Зарубежномугостю: национальные художественные произведения, отечественные напитки, альбом с национальными произведениями искусства, пластинки или музыкальные диски.

Ювелирные изделия, натуральные и искусственные: запонки, ожерелье, клипсы, браслет, брошь. Учтите при этом, что искусственные украшения должны быть самыми модными.

Живые подарки (по согласованию с будущим хозяином): щенок, котенок, золотая рыбка, сиамская кошка.

Косметика: духи, оригинальный крем для бритья, пудреница, душистая соль для ванны, косметическая сумка.

Подарки «в хозяйство»: дорожный утюг, ночничок, чайник со свистком, скатерть с салфетками, элегантная хозяйственная сумка.

Всякие: альбом для марок или диапозитивов, авторучка хорошего качества, бумажник или кошелек (с одной монеткой внутри), хорошая бумага для писем, барометр, компас, ремешок для часов, ваза для цветов, мелочи для автомашины, диванная подушка, что-нибудь из спортивного или туристического инвентаря, если известно, что именинника могут заинтересовать такие вещи.

Этикет от А до Я

Золотая маска

Фото: Экстра-Н

В Москве с 24 марта по 10 апреля проходит XI Фестиваль «Золотая Маска»-2005. На этот раз за «Золотые Маски» борются 43 театра. Церемония вручения Премий «Золотая Маска» пройдет 11 апреля в Театре им. Моссовета.

«Золотая Маска» - это всероссийский театральный фестиваль, ежегодно представляющий лучшие спектакли страны во всех видах театрального искусства: драматический и кукольный театр, опера, балет, оперетта/мюзикл, современный танец. В этом году, помимо спектаклей конкурсной программы, Фестиваль включает в себя концерты звезд этно-музыки, семинары и круглые столы.

С 31 марта по 5 апреля в рамках Фестиваля «Золотая Маска» в шестой раз пройдет программа «The Russian Case», афиша которого составлена Джоном Фридманом, обозревателем газеты «Moscow Times» и Еленой Ковальской, обозревателем журнала «Афиша».

В рамках 11-й «Золотой Маски» 19 и 20 марта состоялся показ спектакля «Братья и сестры» Малого драматического театра - Театра Европы. В 2005 году этому легендарному спектаклю исполняется 20 лет. В феврале этого года была издана книга Марины Давыдовой «Конец театральной эпохи». Генеральным спонсором Фестиваля «Золотая Маска» третий год подряд является Сбербанк России - одна из крупнейших российских компаний общенационального масштаба. Торговая марка Nescafe Gold, по традиции, вручит «Приз зрительских симпатий».

По материалам информационных агентств




Поиск по сайту:

Найти:

на

 

 

 

(©) "Жизнь Евразии", 2004 - 2005. Все права защищены.
e-mail: gazeta@mfo-rus.org
Hosted by uCoz